НА ПОСЛЕДНЕМ заседании Объединенная контрольная комиссия (ОКК) трехсторонних миротворческих сил (МС) поручила военному командованию в двухнедельный срок разработать положение о функционировании мобильных постов в Приднестровской зоне безопасности.
По мнению руководителя делегации Молдавии в ОКК Георгия Романа, это решение закладывает основу для реализации предложений Кишинева о замене 10 стационарных постов МС мобильными. Как пояснил в беседе с корреспондентом "НГ" Георгий Роман, за девять лет присутствия миротворческих сил в регионе ситуация в целом стабилизировалась, и потому сегодня следовало бы перейти к новым, более действенным формам их деятельности. В частности, правомерно было бы обеспечить подлинно коллективный характер этих сил, предусмотрев обязательное трехстороннее представительство в будущих мобильных группах МС. Разумеется, осуществить "структурную реформу" всех миротворческих постов (всего их в зоне 15) в одночасье невозможно. Начать резонно было бы с сокращения одного из постов МС, установленного на мосту через Днестр. Также важно подключить к работе миротворцев и сотрудников правоохранительных органов сторон - с тем чтобы вторые постепенно осваивали функции первых. Ведь в конечном счете именно правоохранительным структурам в перспективе предстоит взять на себя обеспечение порядка в зоне безопасности. То, что подобная задача им будет по плечу, подтверждает и пример Бендер, где с декабря прошлого года был отменен действовавший до сих пор комендантский час. И никаких серьезных эксцессов и нарушений благодаря усилиям задействованных здесь милиционеров и полицейских не наблюдалось.
Как напомнил Георгий Роман, первым пунктом упомянутых предложений Кишинева оговаривалась необходимость ликвидации различных фискальных, полицейских и пограничных постов. Поэтапное сокращение погранпостов, к слову, предусматривалось еще Одесскими соглашениями 1999 г. И, наверное, уже назрела пора проанализировать - с участием представителей сторон, стран-гарантов и посредников - ход их выполнения. Кишинев, как заверил Георгий Роман, взятые на себя в Одессе обязательства выполнил. И недавно, по собственному почину, вывел из зоны еще 11 бронетранспортеров.
Однако и сегодня, по информации руководителя приднестровской делегации в ОКК Владимира Боднара, у молдавской стороны в зоне безопасности остается до 40 БТРов. Это вдвое больше, чем у российских (17) и приднестровских (18) миротворцев. Одесскими документами, правда, численность бронетехники не регламентировалась, предписывалось лишь сократить миротворческий контингент "до 500 военнослужащих с каждой стороны со штатной боевой техникой и вооружением". Можно ли считать в таком случае нынешний молдавский бронепарк штатным? Разъяснить этот вопрос приднестровцы попросили военных экспертов ОБСЕ. И они, по словам члена ОКК, председателя Дубоссарского совета народных депутатов Александра Порожана, сочли желательным сокращение численности молдавской бронетехники до паритетного уровня.
Как заметил Александр Порожан, заявленная на первой встрече президентов Молдавии и непризнанной ПМР Владимира Воронина и Игоря Смирнова задача упразднения всевозможных пограничных, таможенных и прочих постов, в том числе фискальных со стороны Молдавии, почему-то была сведена Кишиневом к первоочередному устранению постов миротворческих. Тогда как целесообразнее было бы начать с ликвидации различных барьеров, мешающих налаживанию экономических, хозяйственных связей, с тем чтобы сама логика развития событий далее подталкивала руководителей к новым шагам навстречу друг другу. Тот факт, что первыми почему-то хотят "убрать" миротворцев, хотя безусловной уверенности в незыблемости мира, по крайней мере у приднестровского населения, по сей день нет, внушает определенную тревогу, заключил Александр Порожан.
За дискуссиями о дальнейших формах и режиме деятельности МС помимо прочего стоит и вопрос об обоснованности дальнейшего присутствия в Приднестровье Оперативной группы российских войск. Как обычно заявляют представители Кишинева и ОБСЕ, в соответствии с решениями Стамбульского саммита российский воинский контингент непременно должен быть выведен из Молдавии. Но какую-то его часть следует задействовать в рамках продолжающейся в регионе миротворческой операции. Между тем эти рамки неизбежно будут сужаться по мере реализации вышеперечисленных инициатив. А в случае выполнения первого положения Стамбульских обязательств - о вывозе, утилизации боеприпасов, вооружения и техники - отпадает также необходимость и в охране данного имущества российскими военнослужащими. И поскольку, таким образом, традиционная аргументационная база в пользу сохранения здесь военного присутствия России утрачивает свое значение, Москве необходимо продумать, как действовать в перспективе. Свойственная российской стороне практика оттягивания принципиальных решений способна привести к тому, что реализовать эти решения впоследствии оказывается очень трудно.
Кишинев