- ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА, как обстоят дела с выполнением бюджета Союзного государства?
- Нынешняя ситуация вызывает серьезные опасения, и они вполне обоснованны. Выполнение бюджета под угрозой срыва. Год назад на заседании Парламентского собрания с докладом выступал Павел Бородин и говорил о том, что бюджет на 1999 год выполнен на 100%. Тогда мы ориентировались на то, что в 2000 году и тем более в 2001-м ситуация будет не хуже, чем в 1999 году. Но все оказалось сложнее, чем мы предполагали. Проживая тот или иной год, переворачивая очередную бюджетную страницу, мы каждый раз думаем: а что будет дальше, как будет прожит следующий год и каков будет бюджет? Так вот, для того чтобы быть уверенными в прочности Союза, союзной экономики, на мой взгляд, мы должны подумать о совершенствовании бюджета.
- Каковы же основные сложности?
- Во-первых, мы имеем бюджет всего лишь на один год. Прогноз, который рассматривал Совет министров Союзного государства, также рассчитан только на один год. Таким образом, мы имеем разноплановые, не состыкованные между собой программы. Понятно, что в этой ситуации создать прочную экономику Союза будет достаточно трудно. Необходимо, чтобы мы переходили к разработке прогноза на три-пять лет и к созданию программы социально-экономического развития Союзного государства на этот период. Второй немаловажный момент - расширение объема социальных программ в нашем бюджете. В своем выступлении Александр Григорьевич Лукашенко сказал, что нам необходимы меры по улучшению жизни, по сближению наших народов.
- Как вы себе представляете реализацию этого направления?
- Особая роль в этом принадлежит образованию. Не только потому, что оно формирует будущий интеллект государства, хотя и это немаловажно, но еще и потому, что за последние 10 лет наши системы образования серьезным образом расходились. Поверьте мне, профессору Санкт-Петербургского государственного университета, преподавателю с двадцатилетним стажем: в последние 10 лет в учебных заведениях и Российской Федерации, и Республики Беларусь нет ни одного предмета, ни одного курса или спецкурса, где бы рассматривались проблемы интеграции, где говорилось бы о сегодняшних проблемах Союзного государства. Новое поколение должно знать не только историю, но и то, чем живем мы сегодня. Я бы хотела подчеркнуть, что игнорирование необходимости создания единой системы образования в Союзном государстве - это прежде всего недооценка человеческого фактора как фактора сближения наших народов. Нужна система подготовки кадров для Союзного государства, и она должна быть приоритетом. В целом ряде правительственных документов Российской Федерации провозглашается приоритет образования. Почему же нет этого в документах Союзного государства? Четыре года назад была внесена в правительство программа формирования единого образовательного пространства. Дважды она инициировалась. Дважды ее пытались вынести на рассмотрение Совета министров. Однако результаты пока неутешительны. Сейчас мы предпринимаем третью попытку и рассчитываем, что она будет результативной. Тем более что эта инициатива идет снизу, от университетов, а не от министерств. За разработку и создание единой образовательной системы выступает именно образовательное сообщество.
- Каким образом это может быть реализовано?
- Суть предложений заключается в том, чтобы создать союзный научно-образовательный центр - университет интеграции. Вузами предложена уникальная модель - модель современного университета XXI века. Выбираются лучшие вузы двух республик, разрабатываются уникальные программы на базе научных школ, материально-технической базы этих высших учебных заведений и формируется новая специализация в соответствии с потребностями Союзного государства. Вузы уже подписали меморандум о сотрудничестве: со стороны Республики Беларусь - Белорусская политехническая академия, два могилевских университета, Гомельский университет, Минский институт радиотехники и электроники; со стороны России - Санкт-Петербургский государственный университет, Московский физико-технический институт в Долгопрудном, Обнинский институт атомной энергетики. Хотела бы подчеркнуть, что предлагаемая модель минимизирует затраты. Не создается новый вуз, а объединяются высшие учебные заведения, объединяется образовательный процесс, объединяются научные школы, которые могут работать и вести научные исследования по заказам Союзного государства. В рамках этой программы можно было бы организовать и создание студенческих строительных отрядов, и конкурс студенческих работ, и обмен студентами, и ту патриотическую работу, о необходимости которой говорит Александр Григорьевич Лукашенко. Когда семья становится счастливой? Тогда, когда в ней появляются дети. В нашем Союзном государстве нет общих детей. Нужно создать систему подготовки студентов, которые будут работать на Союз, стремиться поддерживать интеграционные ценности Союзного государства.