ВОСЬМОГО июня Чарльз Краутхаммер в статье от редакции Washington Post высказывает мнение, что администрация Буша "придала Америке новую внешнюю политику". В то время как администрация Клинтона следовала стратегии, которую он справедливо обозначает "непоследовательной", стратегии "утверждения многосторонней направленности", администрация Буша стремится "утверждать американскую свободу действий и главенство американских национальных интересов". Краутхаммер называет эти перемены переходом к "новой односторонней направленности", который "направлен на усиление влияния Америки, невзирая на устоявшиеся глобальные тенденции".
Не сомневаясь в ценности заявления Краутхаммера, мне сложно представить более подходящий испытательный полигон для этой новой целенаправленной, прагматичной внешней политики, чем бывшая советская Республика Беларусь.
"Белоруссия - авторитарная диктатура, не так ли?" Без сомнения, именно в этом уверяли нас администрация Клинтона и многочисленные глашатаи ее политики.
В конце концов белорусский президент Александр Лукашенко провел всенародный референдум для расширения полномочий президента, ограничив полномочия парламента (в котором, о чем никогда не упоминают критики, доминировали ортодоксальные коммунисты). Отчасти справедливо. Но постойте, а насквозь пропитый Борис Ельцин, альтер эго Билла Клинтона, не правил ли, издавая только декреты, занимаясь подтасовками всех проводившихся в стране "выборов", и в действительности взорвал парламент, который ему не нравился? Но есть разница, говорят нам сторонники Клинтона, потому что Лукашенко "авторитарен", а Ельцин был "реформатором".
Слово имеет значение? Действительно, имеет - в новом лексиконе, возникшем после холодной войны. Администрация Клинтона создала новое оружие для использования против неугодных ей правительств, радикально новый набор критериев, оружие очень болезненное и смертельно опасное для его жертв - "Ежегодный доклад по правам человека". Администрацию перестали связывать старые понятия о противостоянии свободного и авторитарного обществ, демократии и диктатуры. Она стала оценивать страны бывшего коммунистического мира меркой, границы которой были ужаты ее радикально-левыми, академически настроенными ставленниками.
Таким образом, "вопросы положения женщин", "проблемы равенства доходов и полов", даже такие "жизненно важные" критерии, как количество евреев, представленных в СМИ (в США это заботит только чудаков), и другие были перемешаны в одной корзине под названием "права человека". Если обнаруживалось, что правительства "не соблюдали права человека", их предавали забвению до тех пор, пока народ не проголосует "правильно".
Что и случилось в отношении Белоруссии. Клинтонисты решили, что республика не в полной мере соблюдала права человека, они прекратили все официальные контакты с президентом, который - что не ставилось под сомнение Соединенными Штатами - был избран на свободных выборах и правительством. Последовавшее голосование в 1996 г. в поддержку президентской, а не парламентской системы (как в нашей стране), а затем парламентские выборы 2000 г. были бойкотированы международными наблюдательными группами, в частности ОБСЕ и Организацией по мониторингу соблюдения прав человека. То обстоятельство, что непосредственного наблюдения за выборами не осуществлялось, однако, не остановило эти организации от издания наблюдательных докладов с неудовлетворительной оценкой.
Главный упрек в адрес Лукашенко заключался в том, что он не проявлял энтузиазма к проведению "реформы". Приватизация проводилась медленными темпами. Не было срочной распродажи предприятий западным межнациональным компаниям, что произошло во всем регионе с особенно тяжелыми последствиями в соседней России. Не бросились в объятия "свободного рынка". Ответом администрации Клинтона было предоставление миллионов долларов наших налогоплательщиков искусственно поддерживаемым антилукашенковским газетам, неправительственным организациям и частному бизнесу - все это, без сомнения, во имя "свободной рыночной реформы". Все это продолжается и президентом Бушем.
В соответствии с заключением Агентства международного развития (CШA): "Граждане Белоруссии не готовы поддержать реформы, необходимые для появления демократического общества и рыночной экономики". Каковы решения? "Мелкие частные предприятия и группы индивидуальных предпринимателей должны поддерживаться с целью увеличения их роли в экономике". По-видимому, понятие "свободный рынок" далеко от того определения, которое мы знаем. Правительство США субсидирует определенные (политически корректные) газеты и предприятия с целью продемонстрировать достоинства рыночной экономики в Белоруссии. Это новое.
Изоляция Белоруссии прошлой администрацией президента США вела, без сомнения, к тому, что Минск искал восточных союзников и пытался установить более тесные связи с Россией (через создание возможного союза, в который вошли бы как минимум два (или более) государства бывшего Советского Союза).
Для администрации Буша намерение придерживаться так называемой realpolitik, основанной на американских интересах во внешней политике, а также на идее дальнейшей изоляции Белоруссии, которая стремится к большему сближению с Россией, дает немного, если вообще такая политика может иметь смысл. Продолжение политики финансирования оппозиции, в то время когда все говорит за то, что президент Лукашенко будет переизбран в ходе выборов 9 сентября, приведет к дальнейшему усилению антиамериканских настроений среди населения, которое, естественно, верит, что имеет право проголосовать за любого кандидата без внешнего вмешательства.
Никто не может ожидать от страны, обновленной после 70-летнего правления коммунистов, что она незамедлительно продемонстрирует проявления гражданского духа, как, например, Швейцария. Тем не менее Белоруссия имеет лучшие показатели, чем те государства, с которыми Соединенные Штаты поддерживают более конструктивные отношения. В отличие от Грузии, например, чей президент Эдуард Шеварднадзе долгое время был ближайшим союзником Соединенных Штатов, в Белоруссии нет политических заключенных. Я знаю о грузинских тюрьмах, потому что я сам их посещал. На сегодняшний момент там находятся около 100 политических заключенных, чьи преступления заключались только в том, что они поддерживали политическую партию первого антикоммунистического президента, которого Шеварднадзе свергнул силой в 1992 г.
Многие высказанные на Западе обвинения Лукашенко (причем ложные) в том, что он был высокопоставленным коммунистом, не могут идти ни в какое сравнение с тем, что можно сказать о Шеварднадзе, который с 1972 по 1985 г. был руководителем Грузии - первым секретарем ЦК КП Грузинской ССР. Перед этим в 1965-1972 гг. он возглавлял Министерство внутренних дел Грузии, которому, возможно, больше подходило бы название Министерство ГУЛАГ. Именно в этот период Шеварднадзе заработал прозвище Кровавый Эдуард. Тем не менее его фотография с улыбающимся лицом до сих пор висит рядом со снимком госсекретаря Джеймса Бейкера в главном здании государственного департамента США, рядом с кафетерием. Лукашенко же во времена правления Коммунистической партии руководил колхозом в белорусской деревне.
При всех недостатках в стране Белоруссия имеет свободно избранного президента, действующую Конституцию, различные, в том числе критически настроенные, печатные СМИ (государственное телевидение смещено в сторону власти, но кто возьмется утверждать, что Би-би-си не смещено в сторону Лейбористской партии) и еще кое-что, за что администрация Буша должна быть благодарна: согласно заключению "Тгаnsрагеnсу International" - организации, основанной Джорджем Соросом, ярым оппонентом Лукашенко, Белоруссия наименее коррумпированная страна в СНГ.
Недавно белорусский дипломат сказал мне: "Мы видим, что произошло с "реформой" в России. Мы думаем, что экономика существует для служения людям, а не наоборот. Мы, возможно, проводим реформы медленно, но в Белоруссии выплачиваются пенсии, рабочим платят за их труд. Мы готовы учиться, но в то же время полагаем, что идем в правильном направлении".
Высказывания Краутхаммера имеют смысл. Пора отказаться от идеологизированной и не приносящей пользы путаницы, существовавшей во внешней политике во времена Клинтона. Пришло время перестать играть в политически корректные игры в слова в новых демократических государствах и позволить развиваться реальной демократии. Это означает прекращение поддержки той или иной политической партии, отход от практики, которая справедливо считается незаконной в США. И это означает, что пришло время пересмотреть отношения с Белоруссией, отбросив предубеждения.
Электронная версия журнала The American Spektator (США), 12.06.2001 г.
Статья выражает личную точку зрения автора.