В МИНУВШУЮ субботу президент Туркменистана Сапармурат Ниязов освободил от занимаемой должности как не справившегося со своими служебными обязанностями министра иностранных дел Батыра Бердыева. На этот пост в тот же день назначен Рашид Мередов, в течение двух последних месяцев работавший председателем меджлиса. А освободившееся кресло спикера занял избранный депутатами Реджепбай Аразов, до последнего времени руководивший администрацией Балканского велаята (области) и совсем недавно получивший мандат народного избранника.
В Ашхабаде призывают не подходить к оценке этой кадровой перестановки, как, впрочем, и ко всему происходящему в туркменском обществе, исходя из критериев, принятых в других странах. "Мы создаем самобытное общество, основываясь на традициях и ментальности народа, - часто говорит Сапармурат Ниязов, - и поэтому не собираемся копировать чей-либо опыт".
В самом деле, если оценивать формально, то 41-летний Рашид Мередов получил понижение в своем статусе, поскольку председатель меджлиса в Туркменистане - второе по значимости лицо во властной иерархии, тогда как глава МИДа даже не является вице-премьером. Но, с другой стороны, еще когда два месяца назад Туркменбаши рекомендовал его для избрания на пост спикера, он предупредил депутатов, что Рашид Мередов "может понадобиться" ему для другой должности. Теперь стало ясно, для какой, и напрашивается вывод о том, что Рашид Мередов остается человеком, которому Ниязов может доверить наиболее ответственные на данном этапе участки. А именно таковым сегодня в свете предстоящего Каспийского саммита глав прибрежных стран становится МИД.
Независимые наблюдатели давно уже обратили внимание на то, что туркменский лидер, публично не высказывая своего мнения, в целом недоволен работой главы МИДа. В кулуарах власти говорили о проблемах, испытываемых Батыром Бердыевым в овладении родным языком. Однако оказалось, что это была не самая главная беда экс-министра. В субботу специально "на телекамеры" Сапармурат Ниязов произнес слова, которые обычно становятся достоянием лишь узкого круга руководителей. Он обвинил увольняемого чиновника в неспособности справиться с одной из пагубных привычек. Это похлеще "неполного соответствия должности", о чем поначалу говорил Туркменбаши. Подлинной причиной отставки была названа "болезненная зависимость от алкоголя". Как подчеркнул Ниязов, он четырежды вел с Бердыевым на эту тему беседы, однако тот так и не сделал для себя должных выводов. Именно эта "непростительная слабость", по словам главы государства, негативным образом сказалась на всей работе аппарата министерства.
По сведениям из источников "НГ", при обсуждении этого вопроса создавалось впечатление, что Туркменбаши воспитывает "заблудшего сына" и пока не поставил окончательного "креста" на карьере 40-летнего Батыра Бердыева. Не исключено, что если последний серьезно поработает над исправлением "ошибок молодости", то вполне еще может рассчитывать на прощение.
Говоря в целом о задачах туркменской дипломатии, Сапармурат Ниязов обозначил главные приоритеты. Среди них, кроме обязательного повышения внутриаппаратной дисциплины и ответственности, названы вопросы определения правового статуса Каспия, регионального взаимодействия в решении проблем Аральского моря и использования приграничных рек, вывода энергоносителей на мировые рынки.
Серьезной критике подверг Туркменбаши деятельность консульских служб, где, по его словам, злоупотребления стали чуть ли не правилом. Возможно, учитывая данное обстоятельство, глава государства поручил кураторство над МИДом своему советнику по правовым вопросам, председателю Комитета национальной безопасности Мухаммеду Назарову. Это поручение опять-таки следует оценивать с позиций местной специфики. Ведь ни для кого в Туркменистане не секрет, что вопросы внешнеполитической деятельности решаются при повседневном участии самого президента, и нет никаких оснований сомневаться, что так будет и впредь.
Надо отметить, что новоиспеченный министр иностранных дел далеко не новичок в данном ведомстве. В свое время он поработал в должности первого замминистра, а потому хорошо знаком с проблемами аппарата и всей структуры. В этом смысле ему будет проще справиться с поручением главы государства.
Что касается нового председателя парламента, то Туркменбаши, выдвигая его кандидатуру, обратил внимание на такие качества Реджепбая Аразова, как редкая работоспособность, большой опыт, деловая репутация, умение доводить начатое до конца.
Ставя перед новоизбранным спикером и всеми депутатами первоочередные задачи, туркменский лидер обратил их внимание на "практически не затронутую вниманием меджлиса проблему искоренения межплеменных предрассудков, кумовства, землячества". По словам Ниязова, "эти тенденции особенно опасны при формировании аппарата государственного управления". Президент отметил, что здесь необходима "твердая законодательная база, которую предстоит выработать депутатам".
Главной же целью, стоящей перед страной на нынешнем этапе, президент Туркменистана назвал "построение развитого демократического общества". По его мнению, "сейчас, когда общественное сознание перестраивается, особенно важно направить этот процесс в нужное русло и придать ему необратимый характер".