СТАЛИ известны новые подробности относительно задержания в московском аэропорту "Шереметьево-1" оппозиционного таджикского журналиста Дододжона Атовуллоева, главного редактора зарегистрированной и издающейся в Москве газеты "Чароги руз". (См. "НГ" от 7.07.01.) Доставка этой газеты в Таджикистан всегда была связана с большим риском, двое ее распространителей были убиты.
По словам адвоката Андрея Рахмиловича, защищающего интересы Атовуллоева, Генпрокуратура Таджикистана возбудила уголовное дело против его подзащитного по обвинению в оскорблении чести и достоинства главы государства, призывах к свержению конституционного строя и разжигании межнациональной розни. Также, по словам г-на Рахмиловича, таджикская Генпрокуратура уже направила официальный запрос Генпрокуратуре России с просьбой о передаче таджикской стороне оппозиционного журналиста. Адвокат г-на Атовуллоева отметил, что согласно этому документу основанием для привлечения к уголовной ответственности является статья "Кто предотвратит новые беды", опубликованная в приложении "Независимой газеты" "Содружество НГ" от 31 января 2001 года.
Публикуя указанную статью Дододжона Атовуллоева, редакция "НГ" придерживалась своего принципа предоставлять возможность для выражения различных точек зрения. Напомним, что в "Независимой газете" регулярно публикуются различные материалы о Таджикистане, работе властных структур страны, интервью с ответственными таджикскими руководителями, в которых жизнь республики освещается под иным углом зрения. Поэтому возбуждение уголовного дела против независимого журналиста, отражающего взгляды на ситуацию, не совпадающие с официальными подходами, вызывает недоумение.
Стало также известно, что в защиту Дододжона Атовуллоева уже высказались Союз журналистов России и Центр экстремальной журналистики, "Репортеры без границ", представитель ОБСЕ по свободе СМИ Фраймут Дуве и "Хьюман Райтс Хельсинки Вотч". Имеется информация, что соответствующие заявления в адрес властей Таджикистана и России готовят также и внешнеполитические ведомства ряда государств, в частности МИД Германии, где г-н Атовуллоев в последнее время проживает вместе с семьей в качестве политического беженца. Стало также известно, что он уже обратился к российским властям с просьбой о предоставлении политического убежища.
По общему мнению, попытка привлечения таджикского журналиста к уголовной ответственности носит политический характер. В этой связи создается впечатление, что действия таджикской Генпрокуратуры могут поставить в весьма неудобное положение не только официальный Душанбе, но и Москву.
Для специалистов не секрет, что политика Москвы и действия отдельных российских лидеров зачастую крайне нелицеприятно характеризуются в СМИ государств Содружества, да и не только в них. Однако Россия никогда не преследует авторов подобных публикаций. Зачем же нам дозволять осуществлять репрессии в отношении тех журналистов, которые критикуют власти соседних стран на страницах российской прессы.