ЛУЧШИЙ подарок к 61-летию казахстанского президента Нурсултана Назарбаева он сделал себе сам - это те результаты политического и социально-экономического развития, которых достиг сегодня суверенный Казахстан под его руководством.
Что представляла собой страна десятилетие назад? Архаичная, несовершенная в управленческом отношении система Советов народных депутатов, остановившиеся предприятия, развал экономических связей после смерти Союза. Из республики вывозятся сырье, черные и цветные металлы, продукция тяжелого машиностроения. При этом большую часть потребительских товаров, значительную часть продовольствия, традиционно завозившихся из других регионов бывшей империи, доставлять "забывают". Плюс к тому груз проблем и противоречий - межнациональных, экологических и прочих, оставшийся от советской эпохи и значительно утяжелившийся в первые годы независимости┘
РЕТРОСПЕКТИВА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Нынешняя структура исполнительной и законодательной власти Республики Казахстан сформировалась в ходе нескольких этапов. Начало им было положено первыми относительно демократическими выборами, прошедшими в начале 1990 г. В результате выборов, проведенных на альтернативной основе, парткомы потеряли возможность напрямую руководить Советами, вся административная вертикаль в республиках СССР зашаталась. Популярный в широких кругах общества партийный и государственный лидер Нурсултан Назарбаев естественным образом возглавил Верховный совет республики, а вскоре из рук этого своеобразного "протопарламента" получил пост президента.
После провала ГКЧП казахстанский лидер не стал торопиться с выходом республики из Союза и предложил модель "мягкой конфедерации". Одновременно он издал указы, заложившие основы реального суверенитета Казахстана: "О переходе государственных предприятий и организаций союзного подчинения в ведение правительства Казахской ССР", "О создании золотого и алмазного фондов Казахской ССР" и другие. Кроме того, в сентябре 1991 г. была распущена Компартия Казахстана.
В декабре того же года были проведены первые в истории Казахстана прямые выборы главы республики. Избирателям была предложена единственная кандидатура - Назарбаева, который тогда заявил, что прежде всего необходимо предотвратить раскол общества и что демократические процессы "должны идти в ограниченных, управляемых пределах и помогать, а не мешать экономическому развитию". Назарбаев получил 98,7% голосов. После этого был принят Закон Республики Казахстан "О независимости" (16 декабря 1991 г.) и еще ряд актов, утвердивших суверенитет нового государства и дополнительно укрепивших позиции казахстанского президента.
Демонтаж архаичной советской системы в Казахстане был проведен в несколько этапов и достаточно быстро, но без излишних потрясений. И относительно безболезненно в отличие от России, где роспуск Советов осенью 1993 г. поставил общество на грань гражданской войны.
Ключевые события политической реформы - референдум 1995г., на котором была принята новая Конституция, и формирование в том же году нового, двухпалатного парламента. Когда в дальнейшем наметились серьезные противоречия в политическом истеблишменте, верховная власть приняла важное политическое решение. В октябре 1998 г. парламент предложил президенту согласиться на досрочные выборы в связи с "необходимостью получения президентом поддержки народа в реализации широкомасштабных реформ и осуществления программы демократизации". Назарбаев согласился.
Новые президентские выборы уже не были безальтернативными. Кроме Назарбаева, кандидатами были зарегистрированы деятели, представлявшие весь политический спектр Казахстана. Голосование состоялось 10 января 1999 г. Нурсултан Назарбаев получил почти 80% голосов.
Вслед за президентскими в Казахстане в 1999 г. прошли и парламентские выборы. Новацией избирательного закона стало введение голосования по партийным спискам (по ним были избраны 10 из 77 депутатов нижней палаты парламента - мажилиса). Активизировалась деятельность всех существовавших тогда политических партий Казахстана, образовались новые партийно-политические структуры, всего почти два десятка. В результате в мажилисе Республики Казахстан представлен широкий спектр политических партий в соответствии с их реальным влиянием в казахстанском обществе.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БАЗИС ДЕМОКРАТИИ
Движению Казахстана к зрелой демократии способствуют успехи экономики. По темпам экономического роста Республика Казахстан в 2000 г. стала лидером среди стран СНГ: производство промышленной продукции возросло на 11,5%, ВВП - примерно на 10% по сравнению с 1999 г. (который также был неплохим для казахстанской экономики). Успехи принято относить за счет объективных факторов, которые оказывали позитивное воздействие в течение последних полутора лет: благоприятные цены на мировых рынках нефти и позитивные следствия резкого снижения курса национальной валюты после потрясений 1998 г. Но самые благоприятные внешние условия не обеспечили бы подъема, если бы казахстанская экономика не была подготовлена к нему соответствующей экономической политикой руководства.
В начале эпохи демократических, рыночных преобразований руководство республики получило мандат народного доверия. Затем Казахстан прошел через длительную кризисную полосу в пору формирования рыночных структур.
Но особенность казахстанской ситуации заключалась в том, что авторитет верховной власти (прежде всего президента Назарбаева) был высок даже в периоды резких кризисных обострений. Сложившееся в обществе классическое "молчаливое большинство" неизменно поддерживало Назарбаева, полагая, что стабильность и порядок в любом случае лучше, чем раздрай и безвластие. Руководство страны даже в самые сложные моменты не бросалось в крайности, а потому сохраняло лицо в глазах общества.
Позитивные перемены в экономике непосредственно затронули пока далеко не всех граждан; условия жизни значительно улучшились лишь в немногих социальных слоях и группах. Однако изменился общий настрой. Происходящее хорошо уже само по себе, но также служит залогом более значительных изменений в обозримом будущем.
ПОСТРОЕНИЕ ЕВРАЗИИ
Одно из самых примечательных событий мировой политики в 2000 г. - подписание договора о создании Евразийского экономического сообщества, состоявшееся в Астане. Выбор места для этой церемонии был не случаен - идея сообщества, впервые высказанная Назарбаевым еще в 1994 г., в течение последующего пятилетия усваивалась, осмыслялась и адаптировалась к политической практике постсоветских государств. В России идея Назарбаева получила адекватную оценку и стала руководством к действию лишь в результате драматических событий 1998-1999 гг., когда произошла радикальная коррекция политических ориентаций правящей элиты. Контуры сообщества, создаваемого коллективными усилиями шести постсоветских государств, обретают предметность, и в ближайшие годы ЕврАзЭС станет реальным и значимым фактором мировой политики.
Судьба Евразийского экономического сообщества зависит от множества факторов, включая колебания мировой политической и экономической конъюнктуры, а также сложный комплекс обстоятельств евразийской политэкономии переходного периода. Но если нынешняя динамика интеграции сохранится, то уже достаточно скоро, через два-три года, ЕврАзЭС станет самодостаточным и значимым субъектом мировой политики и экономики.
* * *
В сравнении с большинством постсоветских государств Казахстан относительно благополучно миновал трудности переходного периода и динамично развивается. Это не просто случайность или удачное стечение обстоятельств.
10 лет назад не было недостатка в пессимистических прогнозах, в которых Казахстану предрекали неизбежное установление жесткого диктаторского режима. Почти каждый решительный шаг казахстанского руководства объявляли очередным проявлением "авторитарных" склонностей президента Назарбаева.
Если приглядеться к сущности перемен, произошедших в стране за последние годы, можно сделать вывод, что вся деятельность казахстанского лидера была направлена именно на изживание пережитков авторитарного советского прошлого и на утверждение современного демократического уклада (в меру объективных возможностей, имеющихся в республике). Огромную власть и авторитет первый президент независимого Казахстана использовал для того, чтобы осторожно провести страну над пропастью системного кризиса к выходу на широкий путь свободного демократического развития.
Политическое и экономическое развитие Казахстана, его утверждение в системе международных отношений - все шло как единый процесс, направленный на достижение четких целей и подчиненный заранее разработанной стратегии. Цели оказались адекватными, стратегия полностью оправдалась - таков основной вывод из опыта минувшего десятилетия.