-РУСТАМ УРМАНОВИЧ, в информационных сводках агентств ежедневно звучат сообщения о задержании наркокурьеров из Таджикистана. Иногда создается впечатление, что они чувствуют себя весьма вольготно...
- Действительно за последние годы ситуация с незаконным оборотом наркотиков в регионе резко обострилась. Из Афганистана на территорию Таджикистана и в другие государства идет большой поток наркотических средств. Если в 1991 году правоохранительными органами было задержано лишь 11 килограммов наркотиков, то в 2000 году уже семь тонн. При этом за шесть месяцев нынешнего года уже изъято более двух тонн наркотических веществ, что почти в три раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. И если раньше изымаемые наркотики в основном относились к "канабисному классу", то сейчас 50 процентов составляет героин. Практически все - афганского производства, на этот счет у нас имеются вещественные доказательства. В Таджикистане пока тяжелые наркотики не производятся. В то же время в республике имеются значительные посевы дикорастущей конопли и относительно небольшие посевы опийного мака.
- Какие меры предпринимаются для предотвращения наркотрафика?
- В последние годы борьба с наркотиками у нас возведена в ранг общенациональной, общегосударственной задачи. Ровно два года назад указом президента было создано Агентство по контролю за наркотиками. За этот довольно короткий промежуток времени мы заявили о себе как о полноценном правоохранительном органе. Очень важно, что нам удалось найти взаимопонимание с правоохранительными органами и спецслужбами других государств, в первую очередь Российской Федерации. Агентство подписало ряд двусторонних межведомственных соглашений с МВД, Таможенными комитетами России, Узбекистана, Латвии, Эстонии, Казахстана, Украины и Киргизии, а также с Индией и Китаем. Кроме этого у нас сложились партнерские отношения с российскими погранвойсками, дислоцированными в Таджикистане. За это время мы провели ряд совместных операций с представителями ФСБ и МВД России и Киргизии. Сегодня на стадии завершения совместная с российскими пограничниками очередная операция по пресечению канала наркотиков из Афганистана. Мы пытаемся работать в тесном контакте не только с соседями, но и ведущими международными организациями.
Можно отметить, что определенных успехов мы уже добились. О Таджикистане в последнее время все чаще говорят как о государстве, которое борется с наркотиками, а не о стране, из которой исходит отрава. Но, конечно, эта борьба могла быть гораздо эффективнее, если бы таджикско-афганская граница протяженностью более 1300 километров была лучше оснащена технически. Увы, это не так, что и используют контрабандисты.
- Какую помощь оказывают вам международные организации?
- Начну с того, что наше агентство создано при финансовой поддержке ООН. Прежде чем пойти на такой шаг, представители ООН долго изучали обстановку в регионе. Было ясно, что правоохранительным органам республики явно не хватает сил для самостоятельной борьбы с наркотрафиком. Специалисты ООН пришли к выводу, что Таджикистан - наиболее уязвимая и удобная для транзита страна, поэтому и было принято решение об оказании помощи. Финансовую поддержку нам оказывают также Италия, Германия, Франция, США. Эти страны-доноры перечисляют деньги Управлению ООН по контролю за наркотиками, которое уже непосредственно работает с нами.
- Существует мнение, что из общего количества контрабанды наркотиков удается пресечь не более десяти процентов...
- Это экспертные оценки. 10-15 процентов наркогруза удается задержать при условии хорошей организации правоохранительной системы и ее технической обеспеченности. Поскольку наше техническое обеспечение далеко от совершенства, возможно, у нас задерживают и менее 10 процентов. При этом из задержанных в нынешнем году 2200 килограммов всего 837 килограммов изъято на границе, а остальные полторы тонны удалось взять внутри страны.
Наше агентство остро нуждается в технических средствах для обнаружения наркотиков. Например, у нас нет специальных средств для проведения досмотров габаритных автомашин и грузов. В последнее время для перевозки наркотиков наркокурьеры активнее стали использовать контейнеры, легковые и грузовые машины, которые без спецсредств проверить трудно. Недавно была задержана машина-трейлер, которая полностью была напичкана наркотиками. Да что говорить, если мы пока даже средств связи лишены - и обычных, и оперативных.
- Как обстоят дела с проблемой наркомании в республике? Много ли смертельного груза оседает в пределах страны?
- Таджикистан - государство транзитное, а в любом транзитном государстве, через которое идет наркотик, безусловно, часть его оседает и распространяется среди населения. Наблюдается тенденция роста наркозависимости определенных категорий населения, особенно среди молодежи. В последние два года увеличилась героиновая зависимость. Экономические трудности толкают людей на распространение наркотиков. Одна из главнейших задач - вести профилактическую работу среди населения. При этом совместно с государственными структурами в области пропаганды против наркотиков действуют неправительственные организации, такие как "Молодежь против наркотиков", "Голоса друзей", "Право и Благоденствие", "Хубони порсигу", "Мехри модар", а также некоторые религиозные организации.
- Не секрет, что у борцов с наркомафией в ряде случаев появляется соблазн, мягко говоря, и себя не забыть в пылу борьбы. Бывают ли у вас подобные случаи?
- Соблазн, что и говорить, огромный: речь ведь идет о колоссальных деньгах. Но в нашем ведомстве подобных случаев пока не зафиксировано. Хотя имели место факты, когда обращались к нашим сотрудникам с предложением "оказать определенную услугу". Однако у нас есть собственная служба безопасности, которая отслеживает подобные факты. Кроме того, мы отобрали для работы в Агентстве наиболее подготовленных, квалифицированных сотрудников, тех, у которых за плечами 10-15 лет стажа в области борьбы с наркобизнесом. Отбор был очень тщательный. Наши сотрудники прошли через сито нескольких комиссий - собственной, ооновской, президентской. После этого с отдельными руководителями основных направлений беседовал президент лично. Другой аспект - заработная плата. Она выше, чем у коллег в других ведомствах. Поэтому подобных случаев не было и, надеюсь (хотя, как говорится, жизнь есть жизнь), в дальнейшем не будет.
Душанбе-Москва