КАК ИЗВЕСТНО, на днях Госдума приняла во втором чтении Конституционный закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации". Единогласие, проявленное народными избранниками в этом вопросе, выглядит удивительным на фоне ставших притчей во языцех разногласий последнего времени: за данный законопроект высказался 391 депутат при одном воздержавшемся.
Эксперты полагают, что суть документа - в активизации и законодательном обеспечении пресловутого процесса укрепления властной вертикали, который целенаправленно культивируется Кремлем. Дело в том, что новый закон трактует, в частности, порядок слияния двух и более субъектов Федерации, а это вполне соответствует духу господствующих представлений о судьбе российского федерализма.
Одновременно резонанс от принятого российскими законодателями решения незамедлительно вышел далеко за пределы страны. В государствах Содружества сразу обратили внимание на то, что новый закон позволяет принимать в состав РФ иностранное государство при наличии соответствующих международных договоров. При этом, говорится в законопроекте, если зарубежное территориальное образование примет решение о вступлении в состав России целиком, то ему присваивается статус республики. Если частично, то в Российской Федерации оно может иметь статус края или области.
Официальный Тбилиси немедленно назвал принятие законопроекта "политической провокацией". В Баку также весьма встревожены. Здесь полагают, что законопроект "открывает двери для сепаратизма на просторах СНГ и в первую очередь для самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики", сообщает агентство "Билик Дуньясы". Бывший советник азербайджанского президента Вафа Гулузаде убежден, что "Россия дает понять, что может поставить вопрос о присоединении к себе Абхазии, Южной Осетии и даже Аджарии. Стратегические задачи Москвы - через дестабилизацию обстановки в Грузии не допустить реализации таких проектов, как Баку-Джейхан, ТРАСЕКА, а значит, и подорвать влияние Запада в регионе Южного Кавказа".
Правда, в законопроекте оговаривается, что присоединение одной из частей иного государства к России должно происходить с согласия "усекаемого" государства. Теоретически такое, конечно же, представить нелегко, но практика, как известно, богаче любой теории. Во всяком случае у России до сих пор остается достаточно экномических, политических и военных рычагов для влияния на страны Содружества. При этом очевидно, что возможность окончательного правового отделения от бывшей метрополии действительно выглядит крайне привлекательно для целого ряда самопровозглашенных государств, объявление независимости которыми было в свое время шагом вынужденным, вызванным конъюнктурой момента. На деле же и Абхазия, и НКР, и Южная Осетия, и Приднестровье не только никогда ничего не имели против присоединения к России, но на первоначальном этапе своей борьбы рассматривали подобный вариант разрешения конфликта с бывшим "республиканским центром" как наиболее приемлемый.
Новый законопроект оставляет место и для очередной активизации "отделенческих" настроений в Крыму и на юго-востоке Украины, на севере Казахстана. В этой связи он действительно может иметь дестабилизирующую роль для СНГ. Кроме того, совершенно непонятно, какова будет судьба Союзного государства России и Белоруссии: как известно, Минск настаивает, что участники союза должны быть равноправны, а эта идея в свете нового подхода российских депутатов нереализуема.
Следует, однако, учитывать, что нынешнее кремлевское руководство мало озабочено судьбой Содружества и регулярно дает понять, что не видит смысла в сохранении конфедерации в ее прежнем виде и тем более - за счет России. Можно предположить, что Москва не была бы против присоединить все, что еще возможно, а в отношении всего остального собирается и впредь проявлять полную индифферентность.
Разумеется, такие далеко идущие планы могут встретить неодобрение международного сообщества. Может даже случиться так, что в предвидении подобной реакции Запада Совет Федерации или президент заблокируют принятие закона до внесения в него сколько-нибудь приемлемых поправок. Однако число проголосовавших "за" думцев свидетельствует, что любое вето может быть легко преодолено. И убедить депутатов отказаться от идеи вернуть в лоно России крымские и абхазские курорты и санатории и цветущие приднестровские сады будет очень трудно.