В УЗБЕКИСТАНЕ с успехом апробируется новый способ пополнения государственной казны. С 5 мая текущего года начал действовать закон, позволяющий осужденным за утаивание налогов или мошенничество "купить" амнистию. В результате новой политики за последние два месяца в бюджет государства поступило более 10 млн. долл. Как сообщил 28 июня заместитель генерального прокурора Узбекистана Бахтиер Джамалов, за прошедшие два месяца "откупиться" смогли примерно 2000 осужденных.
Воодушевившись достигнутыми успехами в пополнении государственной казны, президент Узбекистана Ислам Каримов распорядился, чтобы правительство разработало проект изменений к Уголовно-процессуальному кодексу страны, в который должен быть внесен параграф об освобождении под залог в качестве альтернативы предварительному заключению. Вместе с тем в новом кодексе будет сохранен пункт, позволяющий выносить смертный приговор. Однако перечень преступлений, за которые суд сможет назначить высшую меру наказания, будет сокращен. По всей видимости, смертный приговор будет выноситься за "посягательство на существующий конституционный порядок в Узбекистане", попытку убийства президента страны, убийство, изнасилование и наркоторговлю.
Сам по себе подобный способ поступлений в казну не является ноу-хау узбекистанских властей. Купить свободу за деньги можно в ряде развитых стран Евросоюза. Однако трудно было предвидеть, что на подобный шаг решится Ташкент, славящийся своей бескомпромиссной борьбой с преступностью. Отметим, что, оправдывая необходимость авторитарной модели власти для республики, власти Узбекистана ссылались именно на свои успехи по искоренению преступности. Через местные СМИ гражданам страны пытаются внушить: пусть у нас нет такой свободы, как в России, но зато у нас не грабят и не убивают, а автовладельцы безбоязненно оставляют свои машины открытыми в ночное время.
Нетрудно догадаться, что заставило Ислама Каримова отказаться от прежних мер по борьбе с преступностью. Из-за коррумпированности правоохранительных структур многие из преступников так и не оказывались в тюрьме и обретали свободу за денежный выкуп. Бороться с системой мздоимства оказалось делом нелегким, так как оно имеет на узбекской земле давние и прочные традиции. Интересно, что в Бухарском эмирате стражникам вообще не платили зарплату: считалось, что их кормит сама должность. Не удалось устранить взяточничество в правоохранительных и судебных органах и в советское время. В период же независимости эта старая традиция приобрела огромные масштабы. Ожидать иного было бы наивно. Зарплата узбекистанского милиционера в пересчете на валюту по курсу черного рынка составляет около 20 долл. В этой ситуации страж порядка просто вынужден брать взятки, чтобы хоть как-то прокормить семью.
По сути, в сложившейся ситуации Ислам Каримов принял абсолютно верное решение, рассудив, что уж лучше деньги пойдут в казну, чем в карманы взяточников.
Одновременно Ташкент пытается бороться с коррупцией и другим, более действенным способом. С 1 августа специальным указом президента в республике на 40% повышаются зарплата, пенсии, стипендии и социальные пособия. Однако в реальности маловероятно, что этот шаг узбекистанского лидера существенно повысит благосостояние жителей страны. Средняя зарплата в республике по курсу черного рынка равна 25 долл., минимальная - 15 долл. Прожить на такие деньги невозможно в принципе, и практически все граждане Узбекистана имеют помимо зарплаты побочные источники доходов.