В НЫНЕШНЕМ году впервые по решению Генеральной ассамблеи ООН 20 июня отмечался Международный день беженца. Прежде День беженца отмечали только в Африке, но проблема стала действительно всемирной. Остро заявила она о себе и в России, точнее, на всем постсоветском пространстве. Из-за войн, притеснения властей, этнической дискриминации и откровенного "выдавливания" миллионы людей, в основном русскоязычных, покинули свои дома и бросились искать спасения на исторической Родине.
По чистой случайности, которую нельзя воспринимать иначе, как злую насмешку, именно 20 июня правительство Российской Федерации преподнесло этим людям в высшей степени оригинальный "подарок" - ликвидировало федеральную миграционную программу, исключив ее из перечня финансируемых целевых программ. Причем сделано это было втайне, келейно, общественность была поставлена перед фактом. Да что там общественность! Как рассказала Светлана Ганнушкина, руководитель программы "Миграция и право", председатель комитета "Гражданское содействие", через два дня после злополучного заседания межведомственной комиссии под председательством Виктора Христенко она принимала участие в заседании комитета Госдумы по национальной политике: так вот, ни один депутат, член этого комитета, даже понятия не имел о случившемся.
И это произошло под аккомпанемент трехгодичных обсуждений концепции государственной миграционной политики России, которая должна была поддержать концепцию демографической политики. В последней признается, что население России катастрофически стареет и убывает. По данным экспертов, к 2016 году оно сократится на 15 млн. человек, а к середине века, если ничего не изменится, нас останется около 70 миллионов, то есть ровно вдвое меньше, чем сейчас. Особенно ударит этот процесс по трудоспособной части населения, которая через 15 лет начнет убывать ежегодно ровно на миллион человек.
О том, что наши соотечественники, оставшиеся в бывших союзных республиках, представляют ценный ресурс для экономического развития России, не раз говорил в последнее время наш президент (в Ростове, Новосибирске и Астане). Это вызвало подъем надежд у русскоязычных жителей так называемого ближнего зарубежья, которые уже давно сидят на чемоданах. Решение правительства РФ, по существу, закрывает двери перед этими людьми, а это ни много ни мало - почти четыре миллиона человек.
Решение правительства воистину неразумное: ведь приехать должны были уже подготовленные квалифицированные специалисты самых различных отраслей народного хозяйства, культуры, науки. Подсчитано, что на подготовку одного специалиста в России расходуется около 50 тысяч долларов. Даже если исходить из сиюминутной выгоды экономии средств в результате исключения правительством РФ миграционной программы из перечня финансируемых целевых программ, не говоря о безнравственности такого решения, все равно это страшно убыточно в долгосрочном плане и повредит интересам России.
Но если перед соотечественниками из ближнего зарубежья опущен шлагбаум, как говорится, перед самым носом, то по тем, кто уже приехал в Россию, он ударит по голове: 200 тысяч вынужденных переселенцев теряют гарантии на жилье, 40 тысяч семей лишаются возможности получить ссуды на его строительство.
Участники круглого стола "Мигранты - обуза или благо для России?", спешно организованного Союзом журналистов России, обществом "Миграция и право", "Форумом переселенческих организаций" и информационным агентством "Миграция", осудив решение межведомственной комиссии под председательством вице-премьера Виктора Христенко, обратились к "большой четверке" - Владимиру Путину, Михаилу Касьянову, Геннадию Селезневу и Егору Строеву - с призывом незамедлительно исправить допущенную ошибку и вернуть федеральную миграционную программу в число не просто финансируемых из бюджета, но приоритетных. Завтра поздно будет решать демографические проблемы России, если сегодня поставить крест на проблеме миграции. И не будем также забывать, что Россия не имеет морального права отдергивать протянутую было руку помощи своим соотечественникам.