В ТБИЛИСИ вновь совершено похищение, на этот раз жертвой оказался 80-летний отец директора тбилисского ресторана "Никала". Министр внутренних дел Каха Таргамадзе заявил, что заложника следует искать в Панкисском ущелье. Министр сказал также, что правоохранительные органы примерно представляют, где именно может находиться отец владельца ресторана, и выразил надежду на его скорое освобождение путем переговоров.
Криминогенная обстановка в районе ущелья, которое территориально примыкает к Чечне, становится все более напряженной. К примеру, грузинские врачи-наркологи, психотерапевты и общественные деятели считают, что в Панкиси появился новый очаг распространения и потребления наркотических веществ.
С учетом недосягаемости для властей демографически обновленного Панкисского ущелья, где рядом с мирными беженцами из Чечни обосновались и сотни перешедших через хребет боевиков, очень непросто восстановить реальный контроль над этой территорией. Эксперты-наркологи утверждают, что в расширении масштабов наркобизнеса весьма заинтересованы многие сотрудники правоохранительных органов, включая офицерский состав. Причем потребление таких наркотиков, как анаша или героин, стало обычным явлением среди этих самых сотрудников. Более того, специалисты утверждают, что сбываются прогнозы о распространении в Грузии кокаина.
Серьезную тревогу вызывает увлечение представителей власти наркотиками. То обстоятельство, что распространение наркомании стимулировалось вооруженными конфликтами в Осетии и Абхазии, а также стало одним из синдромов войны в Чечне, не только не утешает, но и усиливает общественные опасения. Согласно выводам ряда наблюдателей и экспертов, возрастает заинтересованность так называемых блюстителей закона в сохранении нынешней криминогенной обстановки. При таких условиях не исключается сращивание полиции и различных спецслужб с преступными группами на основе тех или иных форм договоренности. Подобный симбиоз интересов может проявиться, в частности, в сферах наркобизнеса и похищения людей. И, конечно, похищение 80-летнего старца - а это новая глава книги преступлений в современной истории страны - вновь всколыхнуло общественность. Ее представители задаются вопросом, не станет ли Грузия заложницей этнополитических конфликтов на Северном Кавказе, и не представляют, каким образом можно навести порядок в Панкиси.
Глава МВД Каха Таргамадзе пояснил, что проведение слишком активных оперативных мер на территории ущелья чревато обострением социально-политической обстановки. Специальную операцию силового характера, по словам министра, нельзя проводить по той причине, что при этом невозможно исключить возникновение вооруженного конфликта между местными жителями и боевиками, с одной стороны, и между правительственными подразделениями - с другой. "Война из Чечни, таким образом, может перекинуться на территорию Грузии", - говорит Таргамадзе, предостерегающий от недостаточно просчитанных шагов. Сначала, предлагает он, надо освободить похищенных, а затем заняться подготовкой и реализацией приемлемого плана по наведению порядка.
Между тем есть основания думать, что Леван Каладзе - брат футболиста итальянского "Милана" Кахи Каладзе, - похищенный свыше месяца назад, уже отпущен на свободу, хотя об этом ничего не сообщалось, видимо, во избежание вопросов о том, какая сумма выплачена похитителям или если не выплачена, то на каких условиях удалось вызволить человека, за которого требовали выкуп в размере 300 тыс. долл. Известно, что Кахи Каладзе уже находится в Италии, хотя ранее не намеревался уезжать до освобождения брата. Возможно, что одним из условий освобождения было требование о сохранении в тайне суммы выкупа, а также места, где держали заложника. Если же похищенный не освобожден, то странно наблюдать воодушевление, с которым его брат сегодня поражает ворота команд-соперниц к удовольствию многочисленных итальянских тиффози. А если освобожден, то непонятно, почему страна не должна знать об этом.
Что касается последнего случая, то после возбуждения уголовного дела генеральный прокурор Грузии Георгий Мепаришвили заявил, что место, куда могли увезти 80-летнего заложника, пока неизвестно, но уже принимаются "серьезные меры" по его освобождению.
Тбилиси