В КРУПНЕЙШЕМ городе Китая шесть стран создали новый форум. "Шанхайская организация сотрудничества" (ШОС) сразу вызвала пристальное внимание экспертов и политологов во всем мире.
И это вполне объяснимо. За пять лет, промелькнувших с апреля 1996-го, Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан в рамках созданной в том же Шанхае "пятерки" сумели решить, казалось, "нерешаемое". И одно из них - они согласовали линию совместной государственной границы общей протяженностью более семи тысяч километров.
Сказать честно, в это и поныне верится с трудом. Слишком сильны непростые воспоминания о прежней жизни в этом приграничье. Слишком сложен сам по себе великий восточный сосед, с которым сегодня, по мнению и россиян, и казахстанцев, установлены лучшие отношения за все последние десятилетия.
Об этом говорил с трибуны ШОС российский президент Владимир Путин. А президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в интервью Китайской национальной телекомпании сказал так: "Объединения, которое создано сейчас в Шанхае, никогда в Азии прежде не было. В регионе, где проживают 40 процентов населения планеты, есть не только большие ресурсы. Но есть и большой конфликтный потенциал. Гасить конфликты мы решили вместе. И только по этим двум позициям ясно: саммит в Шанхае - важнейшая историческая встреча┘"
Китайский туз - огромная страна - не собирался никогда ложиться в чей-то прикуп. Имея четверть населения планеты и 9 процентов роста ВВП за год, смешно и нелогично этому тузу играть в чужие игры. Мао Цзэдун Китаю завещал: "Сто лет - никакого гегемонизма!" Но кормчий умер уже четверть века назад┘ А вот китайцы - вечно рядом с нами. И в приграничных казахских аулах никто не забыл древней пословицы степняков: "Когда придет черный китаец, тогда рыжий русский отцом покажется┘"
Сегодня есть не только Декларация о создании "Шанхайской организации сотрудничества" и Конвенция по совместной борьбе шести стран с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Есть ощущение: в Евразии меняется весь политический ландшафт. Формируется новая зона доверия. А в основе ее - не союз ради "дружбы против кого-то". В основе лишь самый серьезный и прочный строительный материал: транспарентность в военной деятельности, равенство и последовательность, выполнение всех взятых обязательств. На этом, собственно, стояла прочно вся "Шанхайская пятерка". И эти принципы взяты в основу ШОС, куда, как на подножку уходящего по верному пути состава, успел подняться даже тот, кто долго старался "гулять всегда сам по себе", - узбекский президент Ислам Каримов.
Это же только воскликнуть легко - "Дружбе нет альтернативы!" Менталитет границ с Китаем сложился за полвека очень жестким. В Алма-Ате "вслух" прочитали старинные документы и карты, "увидев" в спецхранах то, чего прежде старались не замечать. Например, такой факт. Между 1917 и 1922 годами, когда в силу понятных причин граница с Китаем на юго-востоке российской империи -РСФСР - осталась фактически безнадзорной, рубежные жители самостоятельно перенесли ее в глубь Китая. Причем, порой, на 10-15 километров. Окрепшая советская власть с удовольствием приняла этот новый рубеж "по факту" и с соседями никакими соглашениями никогда его не оформляла.
Достичь приемлемого результата в переговорах с таким партнером, как Китай, нелегко. Быстро поняли: дискуссии - тупиковый путь. Требуются смелые компромиссные решения. На тех землях, что отошли Китаю, нет и никогда не было казахских аулов, не селились там и бедовые семиреченские казаки. Там никогда не строились и китайцы, несмотря на то что на их картах Казахстан до озера Балхаш был выкрашен в цвет берегов Янцзы, а иероглиф гордо сообщал - это "временно незаселенные территории". То, что земля "недоказанная", - люди в этих местах всегда знали. За 30 лет работы в Казахстане я бывал на всех "спорных" участках: верхом, с пограничниками и оружием к бою, лишь так. А ведь по своей земле так не ездят┘
В Шанхае был назван центральный приоритет этой новой организации - ШОС: безопасность. И столь же четко обозначена главная угроза.
Хаос в Афганистане - главная проблема региона, утверждает президент Казахстана. Афганистан дает до 70 процентов производимых в мире наркотиков. Там есть заводы по переработке. Это бизнес. С огромными доходами, которые идут на оружие, на поддержку экстремизма во всем мире. Экстремизм, агрессивность, перейдя Амударью и Пяндж, не остановятся в Синьцзяне или в Башкортостане.
В ШОС входят два постоянных члена Совета Безопасности ООН - Россия и Китай. И все документы "Шанхайской организации сотрудничества" будут распространяться через ООН, чтобы мир знал про наши намерения.
Намерения ШОС настолько серьезны, насколько и широки. Нельзя не оценить еще недавно совершенно невозможную готовность России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана консолидировать позиции по всем вопросам, "говорить одним голосом" по любой проблеме. Кто знает не понаслышке проблемы Центральной Азии, тот не может в подобной готовности увидеть долгожданный и принципиальный шанс. А среди основных компонентов сотрудничества шесть стран дружно назвали и экологические проблемы, и судьбу трансграничных рек, и нелегальную миграцию, и проблемы диаспор, и техногенные катастрофы. ШОС готова вплотную заняться самой острой и самой насущной из всех существующих в регионе проблем - улучшением качества жизни людей. Скоро в Алма-Ате пройдет первая встреча глав правительств стран ШОС. На ней эксперты шести стран примут четкую программу действий.
Намерения форума на берегу реки Хуанпу уже через сутки в далекой от Шанхая Словении подтвердил российский президент Владимир Путин. Его переговоры с Джорджем Бушем еще раз доказали, что сегодня прагматизм гораздо эффективнее всех прочих "измов". Откровенное ухудшение американско-китайских отношений, а равно и вступление России в ШОС никак не повлияли на главный результат встречи в Любляне. Выходит из моды на Капитолийском холме легенда о "страшных русских" с их предводителем чекистом Путиным. Как выходит из моды "китаебоязнь" на пространстве от Кашкадарьи до Хабаровска.
Мир - один. Но, конечно, он будет и дальше искрить на всех стыках и швах, обозначенных линией госграниц или "сферою жизненных интересов". Но жизнь - это главный общий интерес. И в нем успех одной страны или даже группы стран не должен обязательно нести в себе потери для соседей.
Шанхай-Алма-Ата