-ЧТО ДЛЯ вас, руководителя крупного столичного города, который еще совсем недавно находился в горниле кровопролитной гражданской войны, главное в вашей деятельности?
- Главное, конечно, сама жизнь - с ее проблемами, заботами, радостями... Наш народ пережил ужасы гражданской войны. После всего, что нам довелось претерпеть за последние годы, мы обязаны ценить жизнь, бороться за жизнь, наполнять ее светлым, добрым смыслом. Главное - чтобы результаты работы соответствовали ожиданиям и потребностям общества, а не амбициям какой-либо отдельной личности или группировки. И еще - мы должны жить в рамках Основного закона, в котором определено, что каждый гражданин имеет право на свободу. Нужно беречь эту свободу, гордиться этой свободой, но не злоупотреблять ею. Еще в 1994 году народ Таджикистана путем референдума сделал свой выбор - это демократическое, правовое, светское общество. Поэтому мы прилагаем усилия для утверждения демократии в стране.
- Вы можете подвести первые итоги этого процесса?
- За десять лет становления нашего государства сделано немало. Прежде всего - это принятие первой суверенной Конституции Республики Таджикистан, в которой, кстати, записано, что русский язык является языком межнационального общения. В Конституции сказано, в частности: "Республиканская форма правления, территориальная целостность, демократическая, правовая, светская и социальная сущность государства неизменны". Это доказательство того, что таджикистанцы были, есть и останутся демократическим народом, дружелюбным народом, свободолюбивым народом. Никогда ранее таджики не воевали друг с другом и более не намерены воевать. (По крайней мере начиная с IX-X веков первое таджикское государство Саманидов пережило несколько крупных восстаний и междоусобных войн. Последовавшая после советизации Гражданская война называлась борьбой с басмачеством и завершилась в конце 30-х годов. - В.П.) Теперь уже доказано, что гражданская война, которая была в 1992-1997 годах - это "заслуга" других сил. И наше счастье в том, что мы сделали правильные выводы из этой войны. Сегодня Таджикистан открыт для сотрудничества. В республике работают международные наблюдатели, организации, совместные предприятия. Действуют политические партии различной ориентации. В Таджикистане издается 230 периодических изданий. Хочу отметить, что цензура в СМИ отсутствует. Я считаю, что если события освещаются недостаточно объективно, то это на совести журналистов. Оспаривать свою правоту в суде мы не намерены. Время расставит все по своим местам. Но хочу заявить, что я впервые намерен обратиться в суд с иском к одной московской газете о защите моих чести и достоинства. В публикации мое имя называется в контексте наркобизнеса. Полагаю, суд все расставит по своим местам.
- Сегодня у граждан Таджикистана очень низкий уровень жизни. В небольших провинциальных городах республики практически нет работы, а значит, нет возможности заработать на жизнь. Молодежь стремится выехать на заработки в Россию. Какие шаги предпринимает правительство для исправления сложившейся ситуации?
- Действительно, более 80% населения нашей республики живет за чертой бедности. Часть предприятий не работает, многие загружены лишь частично. В этой связи в Душанбе создан Городской центр по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса. Создаются совместные предприятия. Идет привлечение в республику иностранного капитала. Другой существенный фактор - это раздача земли крестьянам. Согласно указу президента, в нынешнем году 75 тысяч гектаров поливных земель перешло в частное пользование с правом наследования. Президентом также подписан ряд указов, направленных на стабилизацию общественной жизни. В республике формируется хорошая правовая основа, позволяющая развиваться новым отношениям как в экономике, так и в обществе. Не могу сказать, что она совершенна и отвечает всем требованиям времени. Но законы корректируются в соответствии с изменениями в нашей жизни.
В первые годы после гражданской войны Таджикистан получал гуманитарную помощь и разовые вливания в экономику страны. Мы благодарны международному сообществу за оказанную помощь, но сегодня мы переходим к другому этапу развития, когда необходимо создавать рабочие места. У нас уже действует программа по снижению уровня бедности. На последней международной конференции стран - доноров Таджикистана в Токио было решено выделить нашей республике 400 тысяч долларов на программу по искоренению бедности. Кстати, с 1997 года, когда окончилась гражданская война, наметилась тенденция роста внутреннего валового продукта и среднегодового дохода на душу населения. Позитивную динамику отрицать невозможно. Другое дело, что положительные изменения еще далеко не отвечают всем потребностям человека.
- Не трудно ли вам совмещать работу мэра с деятельностью председателя верхней палаты парламента?
- Конечно, нелегко. Но легкой работы не бывает. Я знаю, что за мной стоит мой народ, который мне доверяет, и тяжесть как-то забывается, уходит на второй план. Я получаю сотни писем с просьбами и благодарностями и по мере возможности стараюсь не оставлять их без внимания. На этот вопрос лучше ответят мои соотечественники. Вы у них спросите.
- В соседних центральноазиатских государствах остро стоит проблема борьбы с исламскими партиями. Как обстоят в этом смысле дела в Таджикистане?
- В нашей стране этой проблемы нет. У нас официально действует Исламская партия возрождения. Я считаю, что религия не должна вмешиваться в дела государства. И наоборот. Религия должна быть нравственной идеологией человека. Религию нужно уважать, но не отождествлять с политикой, с государственными делами. Прежде всего необходимо устранять проблемы в социально-экономической, политической сферах. Если религию не запрещать, то она не станет обретать экстремистские черты. Тем более, что ислам проповедует мир, дружбу, братство, равенство и не одобряет войны.