В ТБИЛИСИ начался заключительный этап передачи 137-й российской военной базы в Вазиани грузинской стороне. В соответствии со Стамбульскими соглашениями от 1999 г. представителям Минобороны Грузии по акту будет передано 160 объектов недвижимости ГРВЗ - жилые дома, административные и служебные здания, казармы, объекты соцкультбыта военного городка, а также автопарк, склады ракетно-артиллерийского вооружения, горюче-смазочных материалов и т.д., в том числе инфраструктура крупнейшего на Кавказе военного аэродрома, включая взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, самолетные ангары, средства управления, связи, заправки самолетов, автотранспорт, спецтехнику. До 1 июля начальнику Главного квартирно-эксплуатационного управления МО РФ генерал-полковнику Виктору Власову поручено лично подписать акт о передаче этих объектов грузинским представителям.
По предварительной информации, у грузинской стороны особых претензий к российским военным нет. А факт передачи базы в Вазиани президент Грузии Эдуард Шеварднадзе назвал "самым серьезным достижением" военной политики его страны за последнее время. Для России же, скажем прямо, это большая геополитическая потеря. Отныне Москва в случае непредвиденных обстоятельств может мобильно перебросить войска в Закавказье, только используя территорию дружественной Армении. Грузинский же аэродром будет служить другим целям. И не исключено, что цели эти будет сложно назвать соответствующими интересам России. Впрочем, некоторые наблюдатели прогнозировали, что с уходом из Вазиани российских авиаторов тамошний аэродром потеряет свое значение.
Эти прогнозы в свое время уже опроверг министр обороны Грузии Давид Тевзадзе. Он заверил корреспондента "НГ", что грузинские военные смогут, "если поднапрячься", эксплуатировать этот объект. В чем сомневаться не приходится, поскольку в начале июня во время визита в Грузию делегации Минобороны Турции было подписано соглашение о предоставлении Тбилиси военной помощи на сумму 2,5 млн. долл. Примерно пятая часть этих средств пойдет на модернизацию и восстановление аэродрома в Вазиани. Сюда же будет передислоцирована 11-я бригада быстрого реагирования, которая в настоящее время базируется в поселке Кода близ Тбилиси.
Между тем российская группировка остается в весьма ущемленном состоянии. Грузия разрешила для обеспечения ГРВЗ посадку в Вазиани только 48 рейсов в год. Одновременно грузинские парламентарии уже предлагают ввести для российских войск арендную плату за эксплуатацию еще остающихся в их распоряжении объектов.
Таким образом, геополитический вес России в Закавказье уменьшается. Перемены коснутся и военной базы в Гудауте. На минском саммите глав государств СНГ президент Владимир Путин и глава МИД РФ Игорь Иванов это подтвердили. То же самое сделал на завершившихся российско-грузинских переговорах в Москве и вице-премьер Илья Клебанов. Правда, совсем другое сказал недавно командующий Воздушно-десантными войсками России генерал-полковник Георгий Шпак. Он заявил, что выводу российских войск и техники с базы в Гудауте препятствует абхазская сторона, представители которой опасаются возобновления грузинскими вооруженными силами боевых действий. Вместе с тем Георгий Шпак выразил надежду, что "эту задачу мы сможем решить несколько позже, возможно, к концу лета...".
На фоне всех этих проблем весьма эффективно выглядят контакты Грузии со странами НАТО, в том числе прошедшие 11-23 июня близ Поти учения Cooperative Partner-2001. Президент Эдуард Шеварднадзе назвал их "успешными". По его словам, проведение этих учений в Грузии было положительным явлением, особенно с учетом сложившейся в регионе обстановки. Между тем характер учений говорит о том, что на них отрабатывались далеко не миротворческие задачи. Впервые турецкие летчики учились атаковать Черноморское побережье одной из стран СНГ, а войска НАТО высаживали морской десант на побережье.
На учениях близ Поти действовала группировка войск НАТО, сопоставимая по численности с ГРВЗ и ЧФ: 31 корабль и более 3 тыс. военнослужащих 11 стран - членов и партнеров НАТО. В сухопутных операциях приняли участие 1310 военнослужащих, 70 офицеров входили в штаб учений. Обращает на себя внимание тот факт, что альянс представил на учениях средиземноморский флот постоянной готовности, противоминный средиземноморский флот, штабной персонал в составе военно-морского командования Южной Европы и командования ударных сил (морской десант) Южной Европы. Это сопоставимо с тем, как если бы на учениях в Крыму у нас действовал в полном составе Генеральный штаб ВС РФ или Штаб Сухопутных войск.
Подводя на днях итоги маневров, командующий силами союзников в Южной Европе адмирал Джеймс Эллис дал высокую оценку учениям, назвав их "одними из самых успешных маневров подобного масштаба". По словам адмирала, основной целью учений было развитие совместимости сил НАТО и партнеров Североатлантического альянса в будущем. О будущих маневрах и взаимодействии с НАТО говорили и грузинские военные. Что может противопоставить этой активности Москва? Пассивность в вопросах сохранения своих позиций в Грузии оставляет России мало шансов.