ОКОЛО 4 часов утра 22 июня жители восточных окраин столицы Таджикистана были разбужены грохотом артиллерийских залпов и автоматными очередями. Однако большой неожиданностью этот салют ни для кого не был. Все уже прекрасно знали, что в ближайшие дни, после захвата 11 июня бывшими полевыми командирами из Объединенной таджикской оппозиции Рахмоном Сангиновым, больше известным по кличке Рахмон-Гитлер, и Мансуром Муаккаловым в качестве заложников четырех сотрудников милиции, что-то должно произойти.
Оба полевых командира и их боевики в период гражданского противостояния в стране совершили ряд террористических актов, в том числе более 270 убийств. Жертвами их преступлений стали известные деятели республики, работники госучреждений, военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов. В числе их бывший президент Академии наук Таджикистана Осими, ректор Таджикского университета Исхоки, проректор этого же университета профессор Гулямов. Тем не менее руководством страны, исходя из национальных интересов, после подписания в июне 1997 года общего соглашения об установлении мира и национального согласия в Таджикистане, Сангинов и Муаккалов были амнистированы. Мансур Муаккалов после подписания мирного соглашения был назначен командиром одной из частей Минобороны Таджикистана. Однако несколько позже из-за отказа выполнять приказы руководителя военного ведомства был уволен из рядов вооруженных сил.
Как заявил вице-премьер правительства Таджикистана Акбар Кахаров, операция против отрядов бывших полевых командиров ОТО - мера вынужденная, необходимая. Подобные действия неуправляемых представителей бывшей Объединенной таджикской оппозиции наносят удар по международному престижу Таджикистана, отпугивают потенциальных инвесторов, самое главное, могут нарушить хрупкий мир, установившийся в стране.
В операции по ликвидации отрядов Сангинова и Муаккалова общей численностью примерно 300-350 человек, укрывающихся в окрестностях населенного пункта Теппаисамарканди, что находится в 16 км к северо-востоку от столицы, принимали участие подразделения МВД, Минобороны и МГБ Таджикистана. Район операции был оцеплен милицией, с рассветом над местом обстрела появились два вертолета Ми-8 таджикской армии. После огневой подготовки была предпринята попытка штурма. Однако полностью блокировать банду Сангинова не удалось.
Из скудных сообщений, поступающих из Душанбе, можно сделать лишь один вывод. Потери есть не только среди военнослужащих и боевиков. Пострадало также мирное население, которое оказалось в зоне обстрела. 10 боевиков были уничтожены, некоторые добровольно прекратили сопротивление, и 8 человек были задержаны. Однако большей части боевиков удалось уйти в Ромитское ущелье.
Обстановка в Душанбе в целом спокойная. Работает общественный транспорт, открыты рынки. Усилена только охрана некоторых госучреждений, расположенных в восточной части города, и из соображений безопасности временно приостановлено движение грузового и пассажирского транспорта по дороге Душанбе-Кафарнихон.
Тем не менее нельзя исключать появления очагов напряженности в некоторых регионах страны, в частности в Гармско-Тавильдаринской зоне. А также того, что к боевикам Сангинова и Муаккалова могут примкнуть бывшие члены ОТО. Об этом свидетельствуют попытки непримиримой оппозиции вести активную агитационно-пропагандистскую работу по дискредитации правительства, эскалации негативного отношения малообеспеченной части населения страны против руководства республики.
Внутриполитическая нестабильность в Таджикистане весьма выгодна наркокриминальным группировкам. Не исключено, что убийство первого заместителя министра внутренних дел Хабиба Сангинова и последующий затем демарш двух бывших полевых командиров ОТО - дело их рук.