ТРЕТИЙ раунд переговоров между лидерами Молдавии и Приднестровья прошел 20 июня в Кишиневе в непростой обстановке.
Неделей раньше президент Молдавии публично осудил решение Тирасполя ввести с 1 октября собственные паспорта ПМР. А накануне его вновь не пропустили на приднестровскую территорию, чтобы возложить цветы и выступить в День памяти о погибших в начавшемся девять лет назад бендерском вооруженном противостоянии - появление главы молдавского государства в обстановке неурегулированности конфликта здесь сочли неуместным. Впрочем, Владимир Воронин задуманное все равно осуществил в прилегающем к Бендерам селе Варница. И в речи его прозвучали прозрачные намеки на "силы, заинтересованные в продолжении конфронтации".
К тому же на последней встрече впервые в качестве основного обсуждался вопрос об особом правовом статусе Приднестровья. Дискуссия подтвердила сохраняющиеся различия позиций. Кишинев по-прежнему желал бы ограничиться предоставлением Приднестровью широкой автономии, Тирасполь же настаивает на выстраивании договорных отношений между равноправными субъектами в рамках общего государства. Как сообщил Владимир Воронин, молдавская сторона передала приднестровской два проекта по механизму гарантий и разграничению полномочий. Также были рассмотрены предложения Молдавии относительно статуса ПМР, представленные на предыдущем саммите 16 мая. Игорь Смирнов отозвался о них негативно, так как в документе, как считает лидер Приднестровья, не учитываются ни сегодняшние реалии, ни достигнутые ранее договоренности.
При своих мнениях стороны остались и при обсуждении "паспортной проблемы". По словам Игоря Смирнова, новый паспорт является внутренним документом ПМР. Между тем затею с его введением Владимир Воронин назвал "политической акцией" и повторил, что в одной стране не может быть два паспорта. И если Тирасполь не пересмотрит свое решение, Кишинев откажется от признания данного документа.
В итоге было подписано одно соглашение об улучшении взаимодействия между органами внутренних дел Молдавии и Приднестровья, сотрудничающими, пожалуй, наиболее успешно. Следующую встречу в связи с предстоящим отпуском Игоря Смирнова условились провести 8 августа в Тирасполе.
Средства массовой информации единодушно оценили прошедшую встречу как "провальную". Но посол РФ по особым поручениям Александр Новожилов с подобной оценкой не согласился. Он охарактеризовал создавшуюся ситуацию как штатную, соответствующую сложности конечных задач и обстоятельствам сегодняшнего дня. 20 июня, пояснил "НГ" Александр Новожилов, переговоры шли сложно, на грани острой полемики. В какой-то момент потребовалось вмешательство представителей стран-гарантов и посредников. Они отметили, что, несмотря на разницу подходов, существуют и общие точки соприкосновения и они созвучны, в частности, сбалансированным положениям проекта российской госкомиссии. Содействие российской стороны позволило продолжить диалог. И этот эпизод лишний раз доказывает необходимость действующего института посредников. При помощи последних и имеющейся сегодня заинтересованности у сторон в урегулировании вполне возможно выйти на достижение заключительных соглашений.
Рассчитывать на незамедлительный прорыв было неправомерно, заметил и руководитель молдавской группы экспертов Василе Стурза. Он констатировал, что 20 июня лидеры сторон впервые за многие годы откровенно высказали свои позиции. До следующего саммита эксперты обсудят предложенные наработки, попытаются сблизить подходы и, возможно, выработать предварительные совместные рекомендации. В этом смысле ближайшие месяцы могут оказаться определяющими, подчеркнул глава миссии ОБСЕ в Молдавии Уильям Хилл.
Запланированный тайм-аут в принципе не нарушает сложившейся регулярности встреч лидеров сторон. Очевидно, что Владимир Воронин, который в ходе предвыборной кампании объявлял, что обладает рецептом скорейшего урегулирования, заинтересован в форсировании переговоров (кстати, из-за атакующего стиля, напоминающего кавалерийский наскок, в Тирасполе его уже прозвали новым Котовским). Поскольку возглавляемая им правящая партия коммунистов не способна обеспечить немедленный экономический прогресс, для молдавского президента очень важно было бы добиться подвижек в переговорах с Приднестровьем. И одновременно продемонстрировать оппозиции, привычно обвиняющей молдавские власти в уступках приднестровцам, жесткость и решительность своей политики.
В неоднозначном положении находится сейчас и Игорь Смирнов. Он уже объявил о намерении участвовать в декабрьских выборах президента ПМР. И, несомненно, в первую очередь рассчитывает на поддержку местных "республиканцев" - сторонников Приднестровской Республики. При этом, однако, приднестровский президент должен учитывать и общие изменения электоральных настроений в связи с приходом к власти в Кишиневе нового руководства, демонстрирующего большее дружелюбие, в том числе и по отношению к России.
Все эти коллизии порождают оптимизм в отношении развития переговорной интриги, ставшей за последнее время более динамичной и событийно насыщенной. Чему, к слову, способствует и принятое на днях "прорывное" решение по утилизации и вывозу российского вооружения, складированного на Левобережье. По этому вопросу, как заявил Уильям Хилл, побывавший в Молдавии замминистра обороны РФ Владимир Исаков совместно с приднестровским лидером Игорем Смирновым и заместителем главы миссии ОБСЕ Освальдом Шнайдратусом подписали соответствующий протокол. Им предусматривается создание двусторонней рабочей комиссии, которой до конца лета предстоит подготовить план последующей деятельности, в том числе по оборудованию предприятия по утилизации боеприпасов. Финансовое содействие проекту готовы оказать страны ОБСЕ. Уильям Хилл выразил надежду, что в итоге первый пункт стамбульских обязательств РФ о вывозе боеприпасов, вооружения и прочего военного имущества удастся выполнить.
Кишинев