Вчера в Казахстане стартовала кампания по легализации теневых капиталов. Как уже сообщала "НГ" от 14.06.2001, акция казахстанского правительства продлится 20 дней и будет носить разовый характер. Чиновники и финансовые аналитики ожидают, что в результате легализации теневых капиталов в страну может вернуться до 2-3 млрд. долл. США.
Кампания едва началась, но общественность республики уже ожидает окончательных результатов амнистии. Финансисты и бизнесмены надеются на приток "дешевых" инвестиций в экономику страны, обыватели желают узнать, сколько же денег в свое время "ушло" из Казахстана?
Есть и другие заинтересованные "наблюдатели". Прежде всего это страны бывшего Советского Союза. Казахстан первым из числа новых независимых государств (бывших республик Союза) решился на такую меру.
Известно, что акция по возврату теневых капиталов пройдет на Украине. Есть сведения, что аналогичные акции готовят Киргизия и Таджикистан. Похоже, амнистия перестала быть сугубо внутренним делом Казахстана: от ее эффективности зависит, пойдут ли другие страны Содружества на подобные неординарные шаги.
До Казахстана легализацию теневых капиталов пережили многие страны, и не только развивающиеся. Среди них можно назвать Аргентину, Францию, США (времен Великой депрессии), Индию, Ирландию, Турцию и другие.
Как пример приведем опыт родственной Казахстану Турции. В 90-е годы специалисты провели анализ турецкой экономики. Доходы теневого бизнеса были оценены в 40% от ВНП. Остро встал вопрос о легализации такого объема финансовых средств и привлечения их в реальный (светлый) сектор экономики. В 1998 г. фискальные органы страны приняли решение: в ограниченный период граждане могли официально зарегистрировать неучтенные финансовые средства как внутри страны, так и за ее пределами. При регистрации капиталов вопросы об их происхождении не задавались, не взимались налоговые сборы. Результат - из теневого оборота возвращено около 20 млрд. долл. США.
Пример Турции - не единственная удачно проведенная кампания по легализации теневых капиталов. Во Франции, несмотря на развитую систему контроля за исполнением основного финансового закона страны, применение уголовных мер за уклонение от уплаты налогов, казна ежегодно теряет значительные суммы в виде налоговых недоимок. В середине 90-х годов эта сумма по разным оценкам составляла около 100 млрд. франков (2% от ВВП).
Борьба с вывозом капиталов, а также возможность возврата финансовых средств ради инвестирования реального сектора экономики были главными движущими мотивами правительства Франции. Руководство страны пыталось создать благоприятные условия для привлечения капиталов, вывезенных за рубеж. Помимо создания специальных экономических и франшизных зон, оптимизации налоговой политики, серьезную роль в создании работающих механизмов привлечения вывезенных капиталов сыграло принятие закона от 11 июля 1986 г. Одна из его статей называется "Закон о налоговой амнистии".
Таким образом, попытка Казахстана - не единственная в истории и обобщает опыт других государств, исключая возможность легализации капитала, нажитого преступным путем, направлена на решение экономических и социальных проблем государства.
В целом, по экспертным оценкам специалистов Министерства экономики и торговли Республики Казахстан, на долю скрытого производства и неофициальной экономики в республике приходится 25-27% валового внутреннего продукта. Если ВВП Казахстана в 1999 г. составил 15,8 млрд. долл. США, то на долю скрытого оборота пришлось около 4 млрд. долл. При этом утечка капитала за последние 5 лет составила 5-6 млрд. долл.
По мнению видного казахстанского экономиста Каратая Турысова, в теневой сфере находится от полутора до 3 млрд. долл. Это цифры, сопоставимые с годовым бюджетом страны. "Если хотя бы половину этих денег удастся привлечь, это станет огромным подспорьем для экономики", - говорит он.
Экономисты, политики и ученые в легализации денег видят три важных проблемы: получить доверие населения, отделить капиталы не совсем легальные от денег безусловно криминальных, и, наконец, искусно включить эти деньги в экономику. Главное опасение состоит в том, чтобы большой приток наличности не вызвал гиперинфляцию.
Гульжан Карагусова, председатель сенатского комитета РК по экономике, финансам и бюджету считает, что "отделение некриминальных денег от криминальных не представляет сложности. Возможность легализации такого рода капитала, когда он может нормально работать на собственную экономику, необходима. У нас есть два выбора: либо вообще с ним не работать и он уйдет в криминогенную зону, либо пустить на рынок. Приведет ли это к раскрутке инфляционной спирали? Это зависит от механизма связывания. Моя точка зрения: сразу нужно связать этот капитал с возможностью вложения только в реальный сектор и невозможностью его капитализации в спекулятивных сделках с государственными ценными бумагами".
В обществе и в СМИ все чаще говорят, что теневые капиталы - это не обязательно деньги, полученные криминальным путем. Казахские ученые-экономисты, а также специалисты и предприниматели из Ассоциации предпринимателей в свое время подсчитали, что при прежнем Налоговом кодексе из 1000 тенге доходов 760 приходилось на различные налоги. А на 240 тенге предприятиям нужно было развиваться, выплачивать зарплату сотрудникам.
При таком раскладе большинство вполне честных предпринимателей вынуждены были "крутиться", "выживать". Иными словами, "убегать" от налогов. Этих бизнесменов вполне можно понять. Несовершенство налоговой системы, обилие статей налогообложения делали честный бизнес практически невозможным. А средства, которые уводились из легального оборота, естественно, уходили в тень.
Правительство Казахстана задалось целью вернуть именно эти деньги. Согласно принятому после более чем полугодового обсуждения Закону "Об амнистии граждан Республики Казахстан в связи с легализацией ими денег", легализовать свои теневые капиталы смогут не все желающие. В частности, лицам, находящимся под следствием, преследуемым правоохранительными органами, будет отказано в этом.
Правительство и Генпрокуратура Казахстана на днях заявили, что, в случае получения достоверной информации (от международных организаций в том числе) о криминальном происхождении финансовых средств, граждане, внесшие эти средства, не будут подлежать амнистии, их деньги - также.
Кроме того, в законе специально прописаны меры, направленные на "недопущение легализации доходов, полученных в результате преступлений, направленных против личности, мира и безопасности человечества, здоровья населения и нравственности, общественной безопасности и общественного порядка". Свои капиталы легализовать смогут только граждане Казахстана, иностранцы - "пролетают".
Правительство считает, что приняло все необходимые меры для того, чтобы реализовать закон об амнистии. Разработан и принят целый пакет нормативно-правовых актов, согласно которым определены конкретные механизмы легализации капиталов. Отменены отдельные виды налогов, связанные с покупкой и продажей валюты через обменные пункты. Сняты все дискриминационные ограничения касательно обязательной продажи предприятиями части валютной выручки. Налоговый комитет издал приказ, согласно которому в Казахстан можно провозить иностранную валюту в неограниченном количестве без всякого декларирования.
В интервью "Казахстанской правде" министр государственных доходов Зейнулла Какимжанов заявил: "Налоговые органы не будут требовать сведения либо документы о происхождении сумм денег, легализованных в соответствии с законом. Граждане при приобретении имущества на деньги, легализованные в рамках данной акции, не будут декларировать их происхождение. В соответствии со статьями 7 и 8 закона о легализации гражданам, участвующим в данной акции, законодательно гарантируется освобождение от административной и уголовной ответственности за совершение правонарушений и преступлений в области налогообложения┘
Налоговым органам запрещено запрашивать у банков второго уровня, у любых других учреждений информацию по легализованным суммам денег и легализовавшим их лицам. Соответствующее поручение Министерства государственных доходов доведено до всех территориальных налоговых комитетов. В случае нарушения должностными лицами налоговых органов требований закона о легализации они будут привлечены к ответственности.
Правительство разработало список наиболее выгодных, окупаемых инвестиционных проектов, в которые предполагается вложить полученные в ходе амнистии "прощенные" деньги. В большинстве это объекты малого и среднего бизнеса: строительство и эксплуатация гостиниц, клубов, досуговых учреждений, производство и переработка сельхозпродуктов, легкая промышленность. Предполагается, что на легализованные средства можно будет приобретать облигации крупных предприятий Казахстана. О своем желании продать акции за легализованные средства уже заявили национальный перевозчик "Казахстан темир жолы" (железные дороги) и компания по транспортировке углеводородов "Казтрансойл".
Экономика республики испытывает нужду в инвестициях с низкой ценой и на длительный срок. Приток легализованных капиталов уменьшит стоимость обслуживания внешнего долга. Для населения это приведет к удешевлению импортируемых потребительских товаров. Производителям - позволит снизить затраты на импортное оборудование.
Казахстанский эксперимент интересен для многих, поскольку проблема "убежавших" за границу капиталов актуальна для всего Содружества. Поскольку на всю кампанию законом отведено всего 20 дней, результаты можно будет оценить скоро.