БЕСПОМОЩНОСТЬ "охранителей" государственного и общественного порядка продолжает оставаться доминирующей темой в стране с ее удручающей криминогенной обстановкой. На прошлой неделе в грузинской столице произошло очередное похищение человека. На этот раз жертвой стал ливанский предприниматель Шарбель Башар Ану.
Преступники в масках действовали на территории фирмы "Агротехника", с которой сотрудничал бизнесмен. Угрожая оружием, бандиты посадили иностранца в свой автомобиль и скрылись в неизвестном направлении. Попытки дорожной полиции организовать перехват машины на пути ее следования успехом пока не увенчались. По сообщению представителей руководства МВД Грузии, 1-й замминистра Кахи Бакурадзе, имеющий опыт успешных переговоров с лицами, способными содействовать освобождению заложников, уже приступил к делу. Помогут ли его усилия 34-летнему арабскому бизнесмену, будет ясно не сразу - ведь о судьбе двух испанских предпринимателей, похищенных еще в конце ноября прошлого года в Панкисском ущелье, пока ничего неизвестно.
Гражданин Ливана Шарбель Башар Ану представлял в Грузии интересы одной из крупных компаний Объединенных Арабских Эмиратов, где проживал в последние годы, а в грузинской столице находился в деловой поездке с целью переговоров с компанией "Агротехника". Интенсивная проверка автомобилей в Тбилиси и за его пределами в течение первых трех дней ничего не дала. С другой стороны, полицейские чины утверждают, что автомобиль с похищенным не имел шансов покинуть город незамеченным.
Тем временем почти ежедневно продолжает напоминать о себе чеченский синдром. В прошлый четверг, согласно официальным сообщениям, через горный хребет Сванетии на территорию Грузии проникли около 15 человек, из которых трое или четверо были вооружены автоматами. Вначале правоохранительные органы Грузии решили, что имеют дело с чеченскими боевиками, однако пришельцы назвали себя кабардинцами. Кто они на самом деле, сейчас выясняется. О данном инциденте руководитель пограничного департамента Грузии Валерий Чхеидзе поставил в известность главу Федеральной пограничной службы РФ Константина Тоцкого.
Все более очевидной становится зависимость ситуации в Грузии от обстановки на Северном Кавказе. Грузинские политики и наблюдатели об этом говорят все громче и все более недвусмысленно. К тому же их стимулирует криминогенная ситуация в стране, характер которой все заметнее определяется теми демографическими и социально-этническими изменениями, которые произошли в Ахметском районе Кахетии. Именно Панкисское ущелье, населенное помимо грузин, в частности, кахетинцами, тушинцами, а также осетинами, в котором нашли убежище около тысячи боевиков из отрядов Руслана Гелаева и, возможно, других полевых командиров, стало центром наркобизнеса, торговли оружием и людьми. Сотрудницы миссии Международного Красного Креста и испанские бизнесмены находились в плену именно в селах ущелья, и автомобиль депутата Петре Цискаришвили был обнаружен там же, не говоря о множестве других не столь громких фактах. Ничего подобного не происходило в стране до 1998 г., пока в Чечне вторично не обострилась обстановка. К сожалению, пример братьев Заалишвили, ставших заложниками в 1997-1998 гг. вследствие невыполненного обещания снабдить чеченских боевиков оружием, свидетельствует о готовности некоторых жителей Панкисского ущелья заработать "легкие деньги", которые на самом деле приводят к тяжелым последствиям. К сегодняшнему дню Генеральной прокуратурой только по самым громким фактам уже возбуждено около 10 уголовных дел.
Преступники, пользующиеся надежным укрытием, не просто игнорируют блюстителей закона, но и продолжают диктовать свои условия. К примеру, угрожая убийством последнего из похищенных заложников - брата игрока итальянского "Милана" Кахи Каладзе, они вдвое снизили сумму выкупа (до 300 тыс. долл.). Каха по-прежнему находится в Тбилиси и отказывается возвращаться в "Милан" до тех пор, пока не будет освобожден его брат. Члены семьи Каладзе, выполняя условия преступников, отказываются от сотрудничества с правоохранительными органами.
Каладзе решил, что после вызволения брата перевезет родных и близких в Италию. Аналогичным образом хотят поступить и другие грузинские футболисты, выступающие за различные европейские клубы. Ужасом объята и жена бизнесмена Шарбеля Башара Ану. Зато депутат Петре Цискаришвили, которому повезло больше, поскольку они с невестой были освобождены через неделю после похищения, сейчас готовится к свадьбе.
Грузинские власти сделали необходимые выводы, хотя и с очевидным опозданием. О необходимости начать процесс возвращения на родину беженцев из Чечни заявила председатель парламентского комитета по внешним связям Нино Бурджанадзе. Положение, создавшееся в Ахметском районе и селах Панкиси, наряду с тяжелым социальным фоном, считает она, вынуждает руководителей Грузии задействовать механизм "безболезненного" и "достойного" возвращения беженцев в Чечню, на места постоянного проживания. Пребыванием в Грузии мирных чеченцев пользуются очень многие, полагает Бурджанадзе, впервые озвучившая мысль о невозможности дальнейшего проживания беженцев в Панкисском ущелье, поскольку это чревато для Грузии многочисленными осложнениями.
Представитель Чечни в Тбилиси Хизри Алдамов в ответ заявил о невозможности такого шага до полной нормализации ситуации в Чечне. Как представляет он состояние "полной нормализации", сказать трудно. Вероятно, подразумевается наведение такого порядка, который будет более удобен для "воинов ислама" нежели для остальных беженцев. Также не вполне понятно, сколько времени должно пройти в ожидании благоприятных для боевиков перемен. Если учесть, что новый рамочный договор между Грузией и Россией, несомненно, будет предусматривать совместные практические меры по борьбе с терроризмом, то вряд ли Тбилиси останется безразличен по отношению к планам боевиков. Можно предположить, что возникнет ситуация, когда мирных переселенцев захотят использовать в качестве "прикрытия". Вместе с тем Интерфакс сообщает об информации Федеральной пограничной службы РФ из Ставропольского края, согласно которой не исключаются попытки прорыва границы чеченскими боевиками со стороны Грузии. Подобные сведения, как заявил и.о. начальника Северо-Кавказского регионального управления ФПС Валерий Путов, поступают уже давно. "Мы готовы пресечь любые попытки прорыва через государственную границу - сил и средств для этого у нас достаточно", - утверждает он.
В самой же Грузии явно озадачены ситуацией. Сходство с Чечней наблюдатели усматривают и в фактах похищения людей (причем в этом участвуют, видимо, не только чеченцы, но и грузины), и в попытке неподчинения армейского подразделения, и в растерянности населения, и в социально-экономических трудностях. Один эксперт даже использовал термин "чеченизация". С учетом стремительно назревающего кризиса парламентской власти весь этот букет проблем наверняка может иметь не самый привлекательный политический "аромат".
Тбилиси