0
3608
Газета СНГ Интернет-версия

15.06.2001 00:00:00

Российские духоборцы: возвращение через сто пятьдесят лет

Тэги: духоборцы, секта, религия


"ДО 1991 ГОДА практически все духоборцы Советского Союза проживали в Джавахетии, расположенной в высокогорных районах Грузии на границе с Арменией и Турцией, но сегодня две трети из нас уже вернулись в Россию," - говорит председатель объединения духоборцев России Алексей Кинякин.

Судьба христианской секты духоборцев достаточно драматична. Это религиозное учение возникло в России в XVIII веке. Духоборцы не признают Ветхий и Новый Завет, иконы, таинства, институт священства. Они верят в воплощение святого духа в живых людях и возможность непосредственного общения человека с Богом. Основы учения секты изложены в состоящей из псалмов "животной (от старославянского живот - жизнь) книги". Книга написана в форме вопросов и ответов на них. По иронии судьбы первым, кто незадолго до революции собрал все псалмы духоборцев в единый сборник, оказался известный большевик, соратник Владимира Ленина Бонч-Бруевич.

Царские власти решительно начали борьбу с новой "ересью". В 1801 году все духоборцы были насильственно переселены в Таврическую губернию (нынешний Крым). Однако учение стало активно распространяться среди украинских крестьян, и тогда власти сослали сектантов в труднодоступные высокогорные районы Джавахетии, коренными жителями которых были армяне. Так в кавказских горах появились русские деревни: Гореловка, Богдановка, Ефремовка. С местными жителями у переселенцев сложились хорошие отношения. Однако тесных контактов со своими соседями они избегали. Жили изолированно, в браки вступали только со своими единоверцами.

"Место, где мы жили, прозвали "пуп земли". Высота над уровнем моря там более 2400 метров. Климат суровый: из деревьев растет лишь сосна и черный тополь. Но для нас эта земля и была нашей родиной, Россию мы и не знали", - вспоминает в беседе со мной бывший житель деревни Ефремовка Богдановского района Грузии Михаил Вышлов.

Массовое переселение духоборцев в Россию произошло в начале 90-х во время правления в Грузии Звиада Гамсахурдиа, любившего рассуждать о коренном населении республики и так называемых "гостях". В это время Джавахетия превратилась в одну из потенциальных горячих точек. Проблема заключалось в том, что большинство местного населения региона - армяне. В Джавахетии стали поговаривать о необходимости присоединения края к Армении, горячие же головы в Тбилиси всерьез планировали начать военный поход против мятежной провинции. Духоборцев отнюдь не радовали перспективы оказаться "внутри чужой войны", и они засобирались на историческую родину.

Настроениями кавказских соплеменников воспользовались зачастившие в Джавахетию предприимчивые хозяйственники из разваливающихся колхозов Тульской области. Славящимся своим трудолюбием духоборцам обещали жилье, работу. МЧС России выделило транспорт для переезда к новому месту жительства.

"Сегодня тревоги начала 90-х - давно забытое прошлое. После прихода к власти в Грузии Эдуарда Шеварднадзе духоборцы не испытывают в этой стране никакой дискриминации. В 2001 году в Джавахетии под его патронажем должны пройти празднования, посвященные 160-летию пребывания духоборцев на этой земле. Если не будет проблем с визами, то мы намерены послать на это мероприятие большую делегацию. Но даже несмотря на то что сейчас нам не в чем упрекнуть грузинские власти, я все же не считаю, что возвращение духоборцев в Россию было ошибкой. Мы жили в отрыве от цивилизации. К тому же не следует забывать о том, что мы - русские, а на Кавказ наши предки были сосланы", - говорит мне Алексей Кинякин.

Сегодня подавляющая часть духоборцев, переселившихся в Россию из Грузии, живет в Тульской области. Негласной "столицей" переселенцев стало село Архангельское. Большинство местных жителей переселились сюда еще в 1990 году и работают в созданном ими сельхозкооперативе имени Льва Толстого. "То, что наш кооператив носит имя Льва Николаевича Толстого, не является случайностью. Великий русский писатель пользуется огромным уважением среди духоборцев, - объясняет мне Алексей Кинякин. - В 1895 году по призыву нашего лидера Петра Веригина духоборцы сожгли свое оружие. Этот пацифистский шаг вызвал резкое недовольство царских властей, которые стали проводить по отношению к нашим предкам политику настоящего геноцида. Тогда на помощь духоборцам пришел Лев Толстой, который относился к нашему учению с большим интересом. Так, например, в его библиотеке в Ясной Поляне немало книг о духоборцах. Великий русский писатель выступил с резкой критикой карательных действий тогдашних властей. Он пожертвовал свои гонорары за романы "Воскресение" и "Хаджи-Мурат" на переселение спасающихся от преследований духоборцев в Канаду".

Обжившись в России, сектанты сохранили свой собственный уклад, сложившийся за несколько веков жизни на Кавказе. Личные хозяйства духоборцев, как правило, более крепкие, чем у их соседей. Так, редкая семья переселенцев не держит на своем подворье двух-трех коров, несколько коз и баранов. Обосновавшись на новом месте, духоборцы не отказались от тех блюд, к которым они привыкли в Джавахетии: практически во всех домах духоборцев есть традиционный грузинский соус "ткемали", который они, правда, готовят не из диких, как это принято на Кавказе, а из домашних слив. Впрочем, экзотические для средней полосы России блюда - не единственная память о прошлом месте жительства. На стенах в домах многих переселенцев нарисованы силуэты кавказских гор. "Джавахетия была нашим домом, и вполне естественно, что люди тоскуют по своим родным горам", - объясняет мне учитель литературы архангельской средней школы Полина Калмыкова. Язык переселенцев из Грузии несколько отличается от русского, распространенного в Центральной России. В их диалекте немало украинских слов, мягко, как в южных областях России, они произносят и звук "г".

Есть и другие особенности. Так, до сих пор среди духоборцев не было зафиксировано случаев воровства, - и в Архангельском не принято закрывать дома на замок. Однако хорошо это или плохо, но с каждым годом переселенцы из Грузии все более адаптируются к местной жизни. Если старшее поколение еще сохраняет сложившийся на Кавказе уклад бытия, то молодежь Архангельского практически ничем не отличается от своих сверстников из соседних деревень. Можно предположить, что сменится еще одно поколение, и своеобразие духоборческой общины Тульской области исчезнет.

Тульская область-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
880
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
916
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
408
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
583

Другие новости