В СООТВЕТСТВИИ с решением смешанной Контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта от 21 апреля 2001 г. на днях планировалось проведение российско-грузинских переговоров с участием представителей юго-осетинской и северо-осетинской сторон по вопросу разработки межгосударственной российско-грузинской программы взаимодействия в восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и приоритетных проектов этой программы. Переговоры должны были пройти в Москве 6-7 июня. Однако в указанные сроки запланированная встреча не состоялась.
Как стало известно, грузинская делегация отказалась от участия в переговорах. В качестве причины отказа грузинская сторона указала на подписанный 21 мая 2001 г. в Москве меморандум по итогам встречи президента РЮО Людвига Чибирова с Юрием Лужковым. Отмечая, что меморандум составлен в полном соответствии с межправительственным российско-грузинским соглашением о восстановлении экономики в зоне грузино-осетинского конфликта и возвращении беженцев от 23 декабря 2000 г., Министерство внешних связей Республики Южная Осетия заявило, что срыв грузинской стороной переговоров в Москве представляет собой попытку оказать политическое давление и затянуть реализацию договоренностей по проблемам социально-экономической реабилитации, отдаляя на неопределенное время перспективу урегулирования конфликта.
Вся многолетняя история грузино-осетинских переговоров представляет собой хронику срыва официальным Тбилиси всех соглашений и обязательств, констатировал министр внешних связей Республики Южная Осетия Мурат Джиоев. Несмотря на неоднократные обращения правительства РЮО к руководству Грузии, Тбилиси лишь отделывается обещаниями и ссылается на тяжелое финансовое положение. В то же время Грузия получает сотни миллионов долларов от международных организаций и правительства США в виде льготных кредитов и безвозмездной помощи, немалая часть которых предназначена для восстановления зоны конфликта. По соглашению между правительствами РФ и Грузии от 14.09.1993 г. из общей суммы 34,2 млрд. недоминированных рублей, необходимых для экономического восстановления районов зоны конфликта и возвращения беженцев, грузинская сторона взяла на себя две трети, а российская сторона - треть указанных затрат. На сегодняшний день остаток невыполненных финансовых обязательств в ценах 1997 г. за грузинской стороной составляет 810 млн. долл. По последним данным, грузинская сторона свои обязательства выполнила лишь на 0,24%. Перед началом и непосредственно во время конфликта в Южной Осетии в Грузию были угнаны сотни единиц сельскохозяйственной техники, которые не были возвращены. Создаются искусственные препятствия в реализации проектов в рамках программы Европейского союза и УВКБ ООН. Ведется целенаправленная пропаганда по дискредитации Республики Южная Осетия, создается представление о ней как о криминогенной республике, якобы вовлеченной в торговлю оружием и контрабанду. Очередной отказ от переговоров лишь свидетельствует, что Тбилиси продолжает придерживаться своей деструктивной позиции.
Цхинвал