ЕЩЕ НЕДЕЛЮ назад на встрече Владимира Путина и Эдуарда Шеварднадзе, проведенной в рамках саммита СНГ, казалось, что Россия не собирается затягивать вывод своих военных баз с грузинской территории. Тогда было заявлено, что договоренности по базам, достигнутые на Стамбульском саммите ОБСЕ, выполняются в полной мере. Путин пообещал, что из Вазиани и Гудауты базы будут выведены уже этим летом. Тогда же российский президент выразил готовность предпринять дополнительные усилия для урегулирования грузино-абхазского конфликта. Таким образом, стороны дали понять, что вопрос о Гудаутской базе, расположенной на территории Абхазии, решен, несмотря на то, что после введения Россией визового режима с Грузией и облегченного пропускного режима на абхазском участке, Тбилиси отказался, как того просила Москва, сформировать в Гудауте реабилитационный центр для миротворцев.
Москва и Тбилиси как бы закрыли глаза на протесты Сухуми в отношении вывода базы. Однако вчера колонна военной техники 10-го отдельного парашютно-десантного полка ВДВ России, выведенная в четверг с территории базы, была возвращена назад. Полк в Гудауте расформирован, но принадлежащая ему техника остается на месте прежней дислокации. Два дня у контрольно-пропускного пункта в Гудауте продолжался стихийный митинг, и пикетчики перекрыли все подступы к военной базе.
Как сообщает Интерфакс со ссылкой на абхазское военное руководство, в полдень в четверг колонна с военной техникой должна была покинуть территорию Абхазии, однако участники митинга попросту перекрыли дорогу, по которой должна была проследовать техника полка. С пикетчиками встретился заместитель командующего ВДВ России генерал Александр Попов. Итоги их переговоров неизвестны, но можно предположить, что пикетчики были едины во мнениях с генералом, особенно если принять во внимание тот факт, что представители российского военного руководства, бывает, абстрагируются от решений политиков и оставляют за собой право высказывать собственное мнение.
Накануне генерал Попов встречался с главой абхазского военного ведомства Владимиром Миканбой, который заверил, что официальный Сухуми выступает против вывода из Гудауты полусотни единиц российской техники, вынесенной за штат военной базы. После этой встречи люди и вышли на митинг, где поддержали своего военного министра, говорили, что база всегда была для них гарантом стабильности и безопасности и вспоминали историю: на месте дислокации полка еще в XIX веке располагался полк царской армии России.
И вот теперь в высшем военном руководстве Абхазии заверяют, что дальнейшая судьба российской военной техники в Гудауте будет предметом переговоров "на высшем уровне". Скорее всего сухумские власти не надеются на переговоры непосредственно Путин-Ардзинба-Шеварднадзе, но по крайней мере дают понять, что Москва и Тбилиси обязаны учитывать мнение абхазской стороны, причем как в вопросе о базах в частности, так и на переговорах по урегулированию конфликта вообще.
В этом смысле показательно, что в четверг личный представитель президента Абхазии на грузино-абхазских переговорах Анри Джергения занял пост главы правительства. Соответствующий указ подписал президент Абхазии Владислав Ардзинба, который 30 мая отправил в отставку "по собственному желанию" премьер-министра Вячеслава Цугбу, а вместе с ним и весь Кабмин. Джергения родился в 1941 г. в Ленинграде, окончил юрфак МГУ, с 1991 был личным представителем Ардзинбы на переговорах, а с января 1992 г. занимал пост генпрокурора Абхазии.