НЕ ТАК ДАВНО четыре из шести стран - членов Договора о коллективной безопасности (ДКБ) СНГ: Россия, Казахстан, Таджикистан и Киргизия приняли решение для борьбы с экстремизмом в Центральной Азии создать силы быстрого развертывания. Вводить их в действие предполагается по просьбе одной из сторон, решению глав государств, без предварительного одобрения парламентов. Выглядит это многообещающе. Но имеющийся опыт военного сотрудничества в регионе наводит на некоторые размышления.
Как известно, Узбекистан из-за разногласий с Россией в свое время покинул ДКБ. Коллективные миротворческие силы в Таджикистане, в которых, помимо нашей страны, поначалу участвовали Узбекистан, Казахстан и Киргизия, фактически превратились в российские (точнее, российско-таджикские). В свою очередь, Центральноазиатский батальон (созданный этими странами без России в качестве резервных войск ООН) оказался не в состоянии действовать в собственном регионе.
А есть ли основания полагать, что с силами быстрого развертывания ситуация сложится иначе? Реальное содействие России в борьбе с экстремизмом со стороны других участников соглашения проблематично. Ведь неприкрытая опора на Москву усилит сомнения в прочности этих режимов. Даже власти республики, на территории которой активизируются иностранные или собственные экстремисты, скорее всего будут колебаться в вопросе, насколько далеко можно зайти на этом пути.
Правда, в Таджикистане российское военное присутствие приветствуется как правительством, так и населением. Но такое положение сложилось после кровопролитной гражданской войны, когда противостоящие кланы на собственном опыте убедились в невозможности обойтись без Москвы (по крайней мере сегодня). В других же центральноазиатских республиках такой сценарий маловероятен, а скорее всего нереализуем.
Гражданская война в Таджикистане долгое время развивалась на фоне нейтралитета России в разгорающемся конфликте. Силы быстрого развертывания, напротив, предполагают активное вмешательство нашей страны с самого начала. И проблема здесь не в самих экстремистах, а в том, что они могут, пользуясь сочувствием значительной части населения, послужить "запалом" для внутреннего социального взрыва.
В этой ситуации перед Москвой маячит малопривлекательная перспектива ввязаться в "новый Афганистан" - теперь уже на постсоветском пространстве. Поэтому формирование сил быстрого развертывания, как, впрочем, и любых других коллективных сил в Центральной Азии, должно идти бок о бок с созданием собственных армий в бывших союзных республиках. В конечном счете только такие армии и могут стать их главной опорой в борьбе с экстремизмом.