НЕДАВНЯЯ победа коммунистов на президентских выборах в Молдавии явно активизировала их единомышленников на постсоветском пространстве, в частности в Закавказье. В отличие от России после распада Союза компартии в Армении, Азербайджане и Грузии пережили достаточно долгий период агонии, однако в конечном счете сумели выжить. Тяжелейшая социально-экономическая ситуация во всех трех государствах региона стала питательной средой для частичной реанимации идеологии, которая и в советские-то времена не имела здесь большого количества истинных последователей. Как любили пошучивать за Кавказским хребтом, "коммунистов у нас нет, зато членов партии предостаточно".
Сегодня определенная часть люмпенизировавшегося общества, полностью потерявшая веру в новую власть и не надеющаяся с ее помощью попасть в "светлое будущее", связывает свои ожидания с коммунистической реставрацией. Искать в этом обстоятельстве хоть какую-то рациональную основу, конечно, не приходится. Но факт состоит в том, что на любых выборах во всех трех государствах региона за коммунистов регулярно голосуют 7-10% избирателей, что дает их лидерам приятную возможность оставаться на политической сцене и время от времени напоминать о себе всяческими забавными инициативами.
На днях руководители компартий Армении, Азербайджана и Грузии объявили о создании "совместной общественной организации", которую решено назвать "Красный мост". Такое место, где сходятся границы трех соседних государств, действительно имеется, и некогда здесь собирались комсомольские тусовки "братских народов" и происходили всякие иные партмероприятия, призванные воочию отразить "нерушимость дружбы". Словом, это место и это название стали знаковыми, так что нынешние коммунисты выбрали его для своей акции не случайно.
В ходе очередного братания выяснилось, что, как заявил лидер грузинских левых Пантелеймон Георгадзе, "между коммунистами Закавказских республик нет никаких противоречий", поэтому они и являются той силой, которая "способна урегулировать существующие в регионе конфликты". И уже вскоре "Красный мост" развернет конкретную работу в Баку, Ереване и Тбилиси. Конкретика будет состоять "в пропаганде среди населения идей примирения и разъяснения того, кто повинен в конфликтах, нищете, лишениях народа".
Несомненно, "разъяснить" удастся без труда. Сложнее с "отсутствием противоречий". Объективно у коммунистов сегодня нет ни серьезных антикризисных экономических программ, ни реальных планов преодоления социально-бытовой неустроенности. Поэтому сильнейшей стороной компропаганды продолжает оставаться махровый популизм. И в свете этого не совсем понятно, как, например, азербайджанские и армянские коммунисты объяснят своему электорату, что их мнения относительно карабахского урегулирования совпадают. Любопытно также, насколько далеко зайдет совпадение взглядов грузинских коммунистов и их абхазских единомышленников на проблему статуса Абхазии.
Впрочем, нельзя не признать, что в одном пункте закавказские красные и вправду сходятся. Все они убеждены, что Москва обязана вернуть себе контроль над регионом и взять на себя решение всех политических и экономических проблем. Вопросом, для чего это нужно России и насколько она будет в восторге от подобной перспективы, здесь предпочитают не задаваться.