Кучма не был бы Кучмой, если бы максимально не использовал ситуацию со сменой главы правительства в свою пользу. Не успели просохнуть чернила президентской подписи под указом о назначении Анатолия Кинаха премьер-министром Украины (уже десятым по счету), как был обнародован следующий указ. Документ имеет весьма мудреное и вроде бы ни к чему не обязывающее название: "Об очередных мерах по дальнейшему проведению административной реформы в Украине", однако за "очередными мерами" скрыто то, что некоторые аналитики уже окрестили конституционным переворотом.
Суть указа заключается в введении должностей государственного секретаря Кабинета министров и государственных секретарей министерств, которые будут назначаться на срок полномочий президента Украины, т.е. на пять лет. Люди на эти должности будут назначаться президентом по представлению премьера, а сама новая структура являет собой весьма интересное формирование, в первую очередь, с точки зрения усиления контроля за деятельностью правительства со стороны президента.
Итак, у госсекретаря будет первый заместитель и два заместителя, у каждого из госсекретарей министерств - первые заместители и заместители. Причем, по словам главы президентской администрации Владимира Литвина, это первый документ из серии указов, предполагающих структурные изменения в системе власти. Господин Литвин также заявил, что этот указ был согласован с новым премьером, который в свою очередь заявил, что хочет видеть министров в статусе политиков, с тем чтобы профильную работу выполняли госсекретари.
Как сообщил Владимир Литвин, появление указа вызвано проблемами дезорганизации в системе исполнительной власти. Понять заявление главы президентской администрации можно как дальнейшее нежелание администрации президента испытывать постоянный дискомфорт в связи с систематической сменой Кабинета министров - с каждым новым премьером приходит и новая команда, которая в свою очередь начинает укрепление собственного кадрового фундамента. Отныне кадровая неразбериха отменяется, и, в случае необходимости, зачистка будет касаться исключительно министерского кресла.
Что такое министр-политик, пока, правда, никто не объяснил, но общую канву понять несложно. Если учесть директорское прошлое главы государства, то новый шаг в административной реформе можно сравнить с появлением на заводе парторгов-надсмотрщиков при начальниках цехов. Но образование новой управленческой структуры интересно еще и тем, что государственные секретари не только не подвержены смене руководства в министерствах, но и будут осуществлять организационное, правовое, экспертно-аналитическое, информационное, материально-техническое обеспечение деятельности Кабинета министров и министерств.
Что касается самого госсекретаря министерства, то его полномочия просто фантастические. Достаточно сказать, что госсекретарь министерства представляет министру предложения по распределению бюджетных средств, координирует деятельность территориальных органов министерств, предприятий, учреждений и организаций, которые входят в сферу управления министерства. Кроме того, он возглавляет аппарат министерства. По своей должности госсекретарь министерства является членом коллегии, он утверждает по согласованию с министром структуру министерства, а по согласованию с Минфином - штатное расписание и смету расходов министерства. Помимо прочего, госсекретарь министерства назначает на должности и увольняет с них работников центрального аппарата министерства и руководителей его территориальных управлений.
Глава президентской администрации констатировал: "Рычаги влияния практически сосредоточены в руках у секретарей министерства".
Таким образом, реальным премьер-министром Украины стал не Анатолий Кинах, а Леонид Кучма. И если главе государства до сих пор не удалось имплементировать результаты прошлогоднего референдума, значительно расширяющие его полномочия, то с уходом Ющенко президент нашел радикальный выход из положения. С одной стороны, введение института назначаемых им госсекретарей дает ему полный контроль над правительством, с другой - утверждение на посту премьера полностью подконтрольного Кинаха только усиливает вертикаль власти.
При этом нельзя забывать, что все эти кадровые пертурбации произошли меньше чем за год до парламентских выборов. А это означает, что если не произойдет ничего экстраординарного (а судя по всему, пока ничего подобного не намечается), то парламентские выборы-2001 пройдут под жестким президентским контролем с максимальным подключением административного ресурса и достаточно прогнозируемыми результатами.
Что в новой ситуации сможет сделать и без того ослабленная оппозиция, пока сказать сложно. Что предпримут лояльные президенту политические силы - прогнозировать чуть легче. Они предпримут все, чтобы президент не разочаровался в их верноподданности и дал возможность преодолеть электоральный барьер. Самым преданным может в качестве приза достаться и часть мажоритарных округов. Правда, здесь имеется определенная неувязка. Поскольку одним из вопросов прошлогоднего референдума был количественный состав парламента (300 депутатов вместо 450), а результаты не утверждены, возникает определенная правовая коллизия. Пути ее разрешения пока не оговаривают, но не исключено, что к осени, когда парламентарии вернутся после каникул, будет решен и этот вопрос.
Правда, если бы выборы проводились сегодня, то, несмотря на административный ресурс, маловероятно, чтобы пропрезидентские силы добились большого успеха. Согласно результатам опроса, проведенного фондом имени Разумкова, наибольшее число голосов получили бы коммунисты (17,5%), Народный Рух Украины (4,6%), а также партия "зеленых" (4,5%).
Четверку партий, которые бы преодолели существующий четырехпроцентный барьер на выборах, замыкает Демократическая партия Украины - 4,3%. Далее голоса избирателей распределились бы таким образом: НДП - 3,3%; СДПУ(о) - 3,1%; УНР - 2,7%; партия "Реформы и порядок" - 2,5%; Соцпартия - 2,0; "Батькивщина" - 1,9%; "Трудовая Украина" - 1,4%; Селянская партия - 1,4%; "Демсоюз" - 1,3%; ПСПУ - 1,0%; Партия регионов - 0,8%; "Яблуко" - 0,5%. Все остальные партии не набрали более полупроцента голосов.
Но это сегодня, пока президентские новации еще не обрели реальной силы. А то, что президент намерен быстро овладеть ситуацией, не вызывает никаких сомнений. Уже 30 мая поступила информация о назначениях в новых структурах.
На пост госсекретаря Леонид Кучма назначил Владимира Яцубу. Яцуба - инженер-металлург по образованию. С 1990 по 1994 г. был народным депутатом, в 1995-1998 гг. - первым заместителем главы администрации президента, с 1998 по 2000 г. - первым заместителем министра Кабинета министров. С января прошлого года занимал должность первого заместителя правительственного секретаря.
Заместителями Яцубы назначены Тимофей Мотренко, Константин Петров, Наталья Нестеренко, Петр Крупко, имена которых до назначения известны не были.
Что касается правительственных назначений, то можно говорить, что правительство фактически уже сформировано.
Вслед за назначением Дубины на должность первого вице-премьера, а также сохранением портфелей за силовиками и главой МИДа должность вице-премьера получил Владимир Семиноженко, который уже был на этом посту в правительстве Валерия Пустовойтенко. Помимо этого в своих кабинетах остались руководители министерств аграрной политики, юстиции, финансов, здравоохранения, МЧС. Портфель министра культуры получил Юрий Богуцкий, который до назначения работал заместителем главы администрации президента.
Так что, несмотря на разговоры о создании коалиционного правительства, 15 членов нового Кабинета министров уже назначены. А это означает, что Леонид Кучма просто перетасовал старую колоду и никакого коалиционного правительства не предвидится.
Известный украинский политолог Николай Томенко в интервью интернет-изданию "Украинская правда" сказал, что последние действия главы государства говорят о том, что Украина фактически превратилась в президентскую республику, и это лишний раз подтверждает, что Украина является неконституционной страной. По мнению политолога, изменить ситуацию можно было бы, обратившись в Конституционный суд, который бы однозначно признал указ неконституционным: "Такое решение КС расширит перечень аргументов в пользу того, что президент действует незаконно и, соответственно, в пользу импичмента". Правда, господин Томенко считает, что есть и иной путь приведения нынешней ситуации в соответствие с Конституцией - принять новую редакцию Основного закона и провозгласить Украину президентской республикой.
Лидер партии "Батькивщина" экс-премьер Юлия Тимошенко считает, что назначение госсекретарей является "логическим превращением авторитарного режима постепенно в диктатуру".
По мнению лидера украинских коммунистов Петра Симоненко, "указ порождает гораздо больше вопросов, нежели дает ответов о путях усиления влияния исполнительной власти и о механизмах управления теми процессами, которые неоднократно критиковала партия, и из-за чего мы выразили недоверие правительству Ющенко. Определение политического статуса министра при введении должности госсекретаря с многочисленными, а по сути, всеми функциями превращает министерские портфели в бутафорию. В подтексте этого указа - параллельное формирование исполнительной власти, подконтрольной президенту, что приведет к манипулированию со стороны олигархов и администрации президента. Таким образом, Кабинет министров превращается в акционерное общество закрытого типа из представителей каст, куда будут принимать только после утверждения в администрации президента".
Лидер социалистов Александр Мороз также поддерживает точку зрения о неконституционности указа.
Однако маловероятно, что парламент вступит в открытое противостояние с Леонидом Кучмой, которому удалось, несмотря на многомесячный кризис, не только сохранить, но и усилить свое влияние. Тот же Николай Томенко считает, что новации президента получат поддержку, поскольку окружение главы государства сумело убедить правящую элиту сохранить Леонида Кучму на своем посту до конца срока его полномочий пусть даже не совсем конституционными методами.