Взрыв российского посольства в Минске, прогремевший накануне саммита глав государств СНГ, оказался для "небогатой" на теракты Белоруссии настолько нехарактерным явлением, что его продолжили обсуждать и во второй день встречи на высшем уровне. Правоохранительные органы демонстрировали оперативность проводимого расследования, в местной прессе появлялись сообщения о том, что причиной взрыва стала граната РГД-5 - возможно, в связке с каким-то взрывчатым веществом, наблюдатели искали политическую подоплеку происшествия.
Белорусские официальные комментаторы трактуют взрыв как провокацию со стороны оппозиции в адрес властей. Как полагает "Белорусская деловая газета" со ссылкой на руководителя Центра информации общественных связей (ЦИОС) КГБ Белоруссии Федора Котова, провокация могла быть даже двойной: во-первых, сам факт теракта, а во-вторых - его информационная подача (по одной из версий, взрыв могли устроить сами спецслужбы для оказания давления на оппозицию).
Иначе трактуют происшествие источники "НГ" в Исполкоме Содружества. Соглашаясь с тем, что акция связана с предстоящими осенью выборами президента, они рассматривают теракт как своеобразное послание, адресованное отнюдь не официальному Минску, а Москве. Такое предположение заставляет думать, что оппозиция вообще могла не иметь отношения к происшедшему. Кстати, как отмечает белорусская пресса, правоохранительные органы этого государства пока особого интереса к оппозиции не проявляют.
Дело в том, что, по словам собеседника корреспондента "НГ", российские власти еще не до конца определились с тем, как выстроить линию поведения в отношении Александра Лукашенко в связи с предстоящими выборами. Примерно о том же говорят источники в администрации российского президента. По мнению последних, хотя Москва в принципе готова оказывать поддержку действующему белорусскому руководителю, но конкретные условия и масштабы этой поддержки пока не определены.
Белорусские политологи все чаще отмечают, что Александр Лукашенко утратил один из важнейших политических ресурсов - лидерство в российско-белорусском интеграционном процессе. Возможное при Ельцине невозможно при Путине, хотя объединение с Россией по-прежнему остается, пожалуй, главным политическим козырем белорусского президента. "Потеря темпа" может доставить Лукашенко ряд проблем, прежде всего внутриполитического характера.
Линию поведения Минска, которая публично трактуется исключительно в союзнических "лозунгах", во многом характеризуют нюансы. Так, для белорусского президента оказалась неудачной спонтанная зимняя поездка, когда он попытался встретиться с Владимиром Путиным. В период президента Ельцина такие ходы очень часто срабатывали, однако в графике Путина свободного времени не нашлось. Другой нюанс серьезнее: во всяком случае, в Москве с большой настороженностью восприняли тот факт, что 9 мая белорусские телезрители не увидели на своих экранах передач ни одного из российских телеканалов.
Возвращаясь к предстоящим выборам в Белоруссии, стоить отметить, что, по мнению ряда экспертов, именно эта тема стала центральной на закрытой встрече Путина и Лукашенко. Представители российской стороны не отрицают, что предвыборная ситуация обсуждалась в ходе двусторонних неофициальных переговоров, хотя акцент предпочитают делать все-таки на перспективах интеграционного процесса.
Главной экономической темой встречи глав стран - участниц СНГ становится вопрос о формировании зоны свободной торговли (ЗТС) на территории Содружества. Хотя основные принципы взаимодействия уже выработаны, "нестыковки" в национальных законодательствах пока не устранены и соглашения достичь не удается. Тем не менее Владимир Путин полагает, что ЗТС фактически состоялась, поскольку Россия уже подписала соответствующие двусторонние договоры практически со всеми странами СНГ.
Кстати, изменение экономических законов обсуждалось не только в рамках общей встречи премьеров, но и в ходе двусторонних переговоров. В частности, возникли трения между Россией и Белоруссией по поводу введения некоторых положений второй главы Налогового кодекса, предусматривающих взимание налога на добавленную стоимость по принципу "страны назначения". Белорусы настаивали на включении своего государства в это соглашение на общих условиях. Договориться по этому вопросу так и не удалось. В результате было принято решение о продолжении переговорного процесса на заседании, которое пройдет 8 июня. Хотя, как утверждают источники "НГ", документы по взиманию НДС "по стране назначения" со всеми странами СНГ за исключением Белоруссии уже подписаны. Это и имел в виду российский лидер, говоря о ЗСТ.
Особого внимания заслуживает встреча Михаила Касьянова с его украинским коллегой Анатолием Кинахом. В центре внимания по традиции была газовая проблема. Как заявил Михаил Касьянов, премьеры договорились создать в ближайшее время совместную финансовую группу по урегулированию вопросов задолженности Украины за поставки российского газа. Вполне возможно, что Киев на сумму своих долгов России выпустит специальные облигации "Нафта газа", которые будут гарантироваться украинским правительством. Кроме того, премьер сообщил, что Россия готова принять участие в модернизации существующих на территории Украины магистральных газопроводов.
В свою очередь, Кинах отметил, что правительство Украины не исключает возможности дальнейшей приватизации магистральных газопроводов с участием России, правда, добавив, что Киев заинтересован в участии Европы в обеспечении украинской энергетической безопасности. "Проблему надо рассматривать во взаимосвязи интересов Украины, России и Европы", - заметил новый руководитель украинского правительства.
Впрочем, Касьянов в разговоре с журналистами коснулся и двух внутренних тем - реформирования правительства и подготовки бюджета на будущий год. По его словам, Владимир Путин фактически одобрил просьбу о перенесении сроков реформирования кабинета на одну-две недели. При этом премьер вновь отметил, что не стоит ждать каких-то серьезных изменений, повторив слова о "настройке на большую эффективность". Между тем вряд ли известия о структурной реформе появятся раньше, чем будут рассмотрены основные параметры бюджета-2002 и среднесрочная программа на 2002-2004 гг., поскольку, по мнению Михаила Касьянова, это надо решить в первую очередь.
Что касается бюджета-2002, то основным его принципом будет сохранение доли непроцентных расходов по отношению к ВВП. По существующей сегодня пропорции уровень непроцентных расходов составляет 12% ВВП. Это позволяет соблюсти баланс в бюджете и финансировать проведение реформ. Касьянов дал понять, что такой показатель будет распространяться на формирование бюджетов на период до 2004 г.