ДВАДЦАТОГО апреля из зала международных рейсов аэропорта "Внуково" в Тбилиси вылетела небольшая делегация: на знаменитый грузинский курорт Боржоми отправились несколько москвичей, пострадавших от террористического акта на Пушкинской площади 8 августа прошлого года. Их сопровождали двое врачей из Ожогового центра НИИ им. Склифосовского и депутат Московской городской Думы. Так началась необычная благотворительная акция, объединившая граждан, бизнесменов и правительства России и Грузии, заставившая вспомнить о полузабытых ныне традициях дружбы бывших союзных республик, а ныне независимых государств.
Международный терроризм не знает ни национальностей, ни границ. В августе 2000-го мир увидел страшные кадры телевизионной съемки: черный дым, клубящийся у входа в подземный переход под Пушкинской площадью столицы, бегущие оттуда окровавленные люди. 13 случайным прохожим помочь уже никто не смог. Еще десятки москвичей и гостей столицы попали в московские больницы с тяжелыми ранениями и ожогами.
Розыск террористов продолжается до сих пор. Сразу после взрыва многие эксперты привычно заговорили о "чеченском следе", и московская милиция привычно начала останавливать на улицах всех, кто хоть немного внешне напоминал кавказцев. Однако подлинное лицо Кавказа проявилось в другом: грузинское правительство одним из первых выразило искренние соболезнования Москве, в больницы, где содержались раненые, были направлены тысячи бутылок "Боржоми", а Эдуард Шеварднадзе заявил о готовности принять 15-20 пострадавших на лечение и реабилитацию в лучших грузинских санаториях в Боржомском ущелье.
Традиции взаимопомощи между Россией и Грузией проверены временем. Не вдаваясь в воспоминания многолетней давности, можно вспомнить лишь помощь московских властей в восстановлении тбилисского проспекта Руставели, разрушенного в ходе "уличной войны" в грузинской столице в середине девяностых. Тбилисцы с гордостью демонстрируют приезжим огромное здание лучшей и старейшей в городе Первой школы, расположенной совсем рядом с домом правительства, со словами: "Это Лужков ее восстановил". После трагедии на Пушкинской грузины решили, что долг платежом красен, и предложили помощь в реабилитации пострадавших. Тем более что возможности для этого у закавказского государства очень неплохие.
Боржомское ущелье славится как курорт еще с середины прошлого века. Здесь располагалась кавказская резиденция российской императорской семьи "Ликани", впоследствии ставшая сталинской дачей, затем санаторием Четвертого главного управления союзного Минздрава, а потом - оздоровительным центром администрации президента Грузии. В ущелье действует более ста источников минеральных вод, обладающих целебным действием при множестве болезней. Кроме того, инфраструктура курорта - пансионаты, парки, дачи - успешно обустраивалась с середины XIX века и до наших дней. Когда-то сюда съезжались курортники со всей Европы, потом (после революции) - со всего Союза. В последнее десятилетие россиян здесь было немного, что связано с известными политическими перипетиями девяностых годов. Однако грузинская сторона уверена, что желающих насладиться изумительной экзотической природой и подлечиться целебным "Боржомом" из источников в России немало найдется и сегодня.
"Первыми ласточками" и стали гости из Москвы, которые провели 16 дней (столько длится реабилитационный курс) в Боржоми в конце апреля - начале мая. Постепенно будут подъезжать и остальные (всего врачи "Склифа" рекомендовали реабилитацию в Боржоми 16 пострадавшим); грузинская сторона тактично считается с личными планами и состоянием здоровья каждого пострадавшего. Им помогают оформить загранпаспорта, получить грузинские визы, приобретают авиабилеты на удобное время.
С грузинской стороны организатором акции выступила компания "GG & MW Со N.V.". Ее вице-президент Бадри Джапаридзе сообщил, что реабилитация 16 москвичей обойдется примерно в 30 тысяч долларов.
В российской столице патронаж над благотворительной акцией взяла Московская городская Дума. Ее председатель Владимир Платонов заявил о всемирной поддержке усилий грузинской стороны, а депутат Евгений Балашов нашел возможность бросить дела и на двое суток вылететь в Грузию, чтобы лично проверить условия, в которых будут проходить реабилитацию больные москвичи.
Условия оказались более чем приличными: пострадавшим москвичам был предоставлен для проживания лучший корпус санатория "Ликани", ранее бывший императорским дворцом, а затем сталинской резиденцией. Со всеми соответствующими бытовыми реалиями, соответствующими современным требованиям.
Больных в Грузию сопровождали двое врачей из Ожогового центра НИИ им. Склифосовского; принимающая сторона сочла, что врачам, долгие месяцы боровшимся за жизнь больных, будет полезно лично убедиться в эффективности лечения в боржомском санатории. Да и право на двухнедельный отдых эти люди, безусловно, заслужили.
По возвращении в Москву и депутат Мосгордумы, и врачи из "Склифа" сошлись в едином мнении: боржомский курорт это как раз то, что было необходимо людям, вышедшим из ада пылающего перехода на Пушкинской. Евгений Балашов, кроме того, заявил о необходимости рассмотреть вопрос о развитии отношений Москвы и Тбилиси в сфере организации отдыха москвичей в Боржоми: очевидно, что грузинская сторона, заинтересованная в притоке туристов из России, может предоставить москвичам льготные условия приобретения путевок, оформления виз и т.д.
Эта небольшая по масштабам двух государств благотворительная акция может положить начало долгосрочному сотрудничеству двух стран и двух столиц.