КАК УЖЕ сообщалось, 21 мая премьер-министр России Михаил Касьянов подписал постановление о введении 40-процентной заградительной пошлины (20-процентной - на трубы большого диаметра, которые не производятся в России) на украинскую трубную продукцию. Так, "чистой победой" российской стороны и Фонда развития трубной промышленности, по иску которого и проводилось рассмотрение вопроса, закончилось специальное расследование, больше года шедшее в недрах Минэкономразвития.
Но при более внимательном рассмотрении оказывается, что "революционности" в решении немного, а реальное содержание затрагивает, скорее, политические, а не экономические отношения между странами. Для тех, кто не дочитал постановление правительства до конца и не обратил внимание на пункт, признающий целесообразным воздержаться от введения специальной пошлины в случае достижения соглашения о регулировании поставок труб, Министерство экономического развития дало разъяснения. (Среди "не дочитавших до конца" оказался и г-н Новицкий, председатель Госкомитета Украины по промышленной политике, заявивший о том, что "это какая-то ошибка".) Замначальника департамента тарифного регулирования Минэкономразвития Бандура заявила, что постановление не вступит в силу до тех пор, пока действует межправительственное соглашение о квотах на импорт украинских труб, т.е. как минимум до 1 января 2002 г. Либо вообще не вступит в силу, потому что соглашение предусматривает возможность пролонгации, и украинская сторона вряд ли применит возможность ею воспользоваться. Само же появление постановления, так удивившего украинских чиновников и российских покупателей объяснили просто - так требует формальная процедура специальных расследований: протокол, слушали - постановили.
Решение российского правительства никак не влияет на цены на украинскую трубную продукцию, на что надеялись противники и чего так боялись потребители труб. Но это не значит, что единственной целью, которую преследовало подписание постановления, стала бюрократическая точка беспрецедентно длительного рассмотрения иска, сопровождаемого переговорами на самом высоком, в том числе президентском, уровне и многочисленными публичными заявлениями. В действительности решение правительства стало остроумным выходом из достаточно сложного конфликта, где тесно сплелись политические и экономические интересы влиятельных сил, представляющих оба государства.
Во-первых, изначального было ясно, что содержание претензий ФРТП, обвинявшего украинских трубников в демпинге и значительном ущербе, который наносят поставки отечественной отрасли, надуманы. Если вопрос ценообразования еще имел право на обсуждение (НДС украинцам возвращали на таможне, а в России их продукция этим налогом не облагалась), то "ущерб" на фоне почти двукратного роста производства на крупнейших отечественных заводах и близкая к 100% загрузка основных производственных мощностей мог только примерещиться. Более того - против радикальных мер восстали российские потребители, которых не радовала возможность остаться наедине с отечественным трубным лобби да еще и в условиях дефицита на рынке.
Очевидным, однако, было и то, что оставить иск ФРТП совсем без удовлетворения невозможно. Какими бы абсурдными не были некоторые обвинения, влиятельные фигуры и политическая риторика, которой сопровождалось рассмотрение, требовалось признать его хотя бы отчасти. Нельзя сбрасывать со счетов и внешнеполитическую составляющую проблемы. Россия, что вполне естественно, хочет возвратить "газовый долг". Но при этом нельзя окончательно утопить Леонида Кучму. Хотя бы потому что приход к власти на Украине оппозиции, и, как следствие, военные базы НАТО, которые становятся видны "из окошка", тоже не в наших интересах. Так локальная экономическая проблема, в других обстоятельствах оставшаяся бы исключительно предметом обсуждения узких специалистов, приобрела "вселенский" размах.
Дело не в том, что для России действительно важно, сколько труб и по какой цене ввезут к нам украинские производители: от правительства требуется только создать равные условия для конкуренции, все остальное решит рынок сам по себе и без специальных на то указов "свыше". (Для Украины, чей бюджет в значительной степени формируется за счет доходов от экспорта продукции черной металлургии, "цена вопроса" объективно выше. Но и Украина в других обстоятельствах не стала бы нервно реагировать на российскую позицию и в случае неблагоприятной ситуации на российском рынке просто переориентировалась на других потребителей.)
И то, что российское правительство не спешит с введением заградительной пошлины, показывает, что экономическая составляющая проблемы не так уж велика. Но нельзя не признать, что решение Касьянова дает в руки российской стороны достаточно эффективный инструмент, позволяющий России на "законных основаниях" давить на украинских партнеров по переговорам, причем объем квоты может оказаться последним вопросом, который обсуждается.
Проблема в другом. Раз уж волей судеб и высоких политических соображений российское правительство решило активно вмешиваться в вопрос поставок украинских труб, конкретные экономические решения, касающиеся объемов квот и механизмов контроля, должны приниматься исходя из стратегических интересов отечественной экономики и российских потребителей.
Киев-Москва