0
1920
Газета СНГ Интернет-версия

24.05.2001 00:00:00

"Русский вопрос" в Казахстане

Евгений Круглов

Об авторе: Евгений Александрович Круглов - вице-президент Института постсоветских исследований.

Тэги: казахстан, национальность, русский


СЕЙЧАС, как и в советскую эпоху, Казахстан является многонациональной страной, где проживают представители более 100 этносов. Бурные события последнего десятилетия привели к значительным переменам в национальном составе казахстанского социума. Подобные перемены происходили и в других постсоветских странах. Но при этом за все годы независимости в Республике Казахстан не произошло ни одного значительного межнационального конфликта, в отличие от многих других регионов бывшего СССР.

Однако спекуляции вокруг так называемого русского вопроса в Казахстане не прекращаются. Основные поставщики "уток" - немногочисленная, но активная, богатая и громкоголосая группа деятелей, собравшихся вокруг экс-премьера Акежана Кажегельдина. Для них характерно особо циничное отношение к сфере национальных отношений: обращаясь к российской аудитории, они скорбят о "бедственном положении" русских в Казахстане, выступая же перед аудиторией западной - раздувают угрозу, исходящую от "русского национализма".

В то же время в информационном пространстве, как в российском, так и мировом, ощущается очевидный недостаток серьезных публикаций, адекватно анализирующих сущность национальной проблематики в постсоветском Казахстане.

МИГРАЦИЯ: МАСШТАБЫ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

В течение минувшего десятилетия нетитульное население Казахстана сократилось примерно на 2 миллиона человек (при общем населении страны в 15 миллионов). Именно этот массовый исход чаще всего фигурирует в качестве доказательства "притеснений", которым якобы подверглась русскоязычная часть казахстанского социума. Но, как известно, мощные потоки русскоязычных мигрантов в постоветскую эпоху направлялись в Россию практически из всех республик бывшего СССР, за исключением Белоруссии. Таджикистан, Туркмению, Грузию покинуло подавляющее большинство русских жителей, из Узбекистана и Азербайджана уехали более половины. На Украине численность этнических русских сократилась примерно в той же пропорции, как и в Казахстане. Еще более быстрыми темпами сокращались русские общины в странах Балтии и в Молдавии.

Исследования, проведенные в минувшие годы под эгидой Федеральной миграционной службы РФ, показывают, что обстоятельства, побуждающие к миграции, включают в себя специфические комбинации неблагоприятных факторов (политических, экономических, социально-психологических и пр.).

При этом негативные политические факторы (дискриминация по национальному признаку, нарушение прав и свобод) были основными для русских переселенцев из Балтии и для значительной части выезжающих из стран Закавказья, Узбекистана и Туркмении. Массовый исход (не только русскоязычных, но и представителей коренного населения) из Таджикистана был вызван прежде всего гражданской войной и послевоенной разрухой (при этом прочие негативные факторы выглядят второстепенными, хотя также имеют место). Мигранты из Молдавии и Западной Украины переселялись в Россию под воздействием и политических, и экономических факторов (при доминировании последних). Переселенцы же из Восточной Украины и Казахстана уезжали в Россию лишь по причине неблагоприятных экономических условий жизни на прежних местах.

Следует отметить, что из Казахстана в минувшие годы уезжали не только русские. На историческую родину отправилось большинство членов некогда многочисленной немецкой общины Казахстана. В казахстанском обществе немцы занимали особое место. То были самые лучшие работники в ряде отраслей промышленности, сельского хозяйства. Компактные поселения немцев отличались повышенным уровнем обустройства и бытовой культуры. Из Казахстана в Россию за минувшие годы выехало и немало представителей титульной нации - это в основном квалифицированные рабочие, специалисты и предприниматели, надеющиеся лучше устроиться в соседнем государстве. Уезжали также корейцы, выходцы с Кавказа, крымские татары, представители других народов - типичная ситуация для недостаточно обустроенного общества переходного периода, когда у многих людей возникает желание искать счастье за тридевять земель от родного дома.

Однако после того как на рубеже 1999-2000 гг. начался экономический подъем, динамика миграционных потоков стала ощутимо меняться. Многие из тех, кто покинули Казахстан в предыдущие годы, начинают возвращаться. По состоянию на конец 2000 года в страну прибыло уже более 100 тысяч мигрантов (в основном - бывшие казахстанские жители, искавшие и не нашедшие лучшей доли в других странах).

ИЗМЕНЕНИЯ ЭТНОСОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ В ПОСТСОВЕТСКОМ КАЗАХСТАНЕ

В советском Казахстане две основные национальные группы, казахи и русскоязычные, были примерно равны по численности. Обе эти группы были равновесно, представлены и в верхушечном номенклатурном слое общества, при этом существовало определенное разделение ролевых функций: казахская часть номенклатуры доминировала в партийно-политическом руководстве, русскоязычные, составлявшие большую часть директората крупных предприятий, первенствовали в экономической сфере (которая тогда была жестко централизована и замкнута на аппарат союзных ведомств). Судьба двух половинок советско-казахстанской номенклатуры после августа 1991 года сложилась по-разному.

Казахстанская партполитноменклатура во главе с президентом Назарбаевым сравнительно быстро приспособилась к демократическим институтам и процедурам и постепенно трансформировалась в политическую элиту буржуазного типа. При этом множество бывших деятелей номенклатуры "выпало из рядов", но в целом высший политический класс Казахстана сохранил свой статус и нашел в себе ресурсы эволюционного развития.

Высший слой хозяйственных руководителей советского времени, пресловутый "красный директорат" не смог одномоментно адаптироваться к условиям внезапно заявленной рыночной свободы, не удержал на плаву крупные предприятия (ранее находившиеся в союзном подчинении), а потому утратил свои позиции в экономике и политике, после чего был вытеснен новой генерацией капиталистических собственников и менеджеров.

Весьма типична в этом отношении карьерная судьба Олега Сосковца, коренного казахстанца, который долгое время возглавлял Карагандинский металлургический комбинат, а в начале 1992 года стал первым вице-премьером и министром промышленности Республики Казахстан. Его считали выдвиженцем самого Нурсултана Назарбаева, некогда возглавлявшего партийные структуры в Караганде, поэтому в высшем кругу казахстанского руководства он был вполне "своим". Тем не менее Сосковец не сумел проявить себя и уже осенью 1992 года покинул свой пост, перебрался в Россию, где со временем сделал отменную карьеру - до поста первого вице-премьера. И в Казахстане, и в России он запомнился как типичный хозяйственный руководитель советской закваски, приверженец административных методов в экономике.

Сходные с казахстанскими процессы происходили в России, на Украине, а также в других странах СНГ, где выходцы из советского "хозяйственного актива" составляют ныне меньшинство в стратах крупного и среднего бизнеса, уступив доминирующие позиции энергичным "разночинцам". Но в Казахстане деклассация "красного директората", помимо прочего, означала резкое снижение интегрированных параметров социального статуса для всей русскоязычной части общества. Не найдя себе применения, деятели из хозноменклатуры массами перебирались в Россию.

Их отбытие стимулировало миграционные настроения в средних слоях русскоязычного социума - среди специалистов и квалифицированных работников. Тем более что в первой половине девяностых годов произошло катастрофическое падение производства именно в тех отраслях, где наиболее высок был процент русских и русскоязычных работников. Таким образом, миграция в наибольшей степени захватывала верхушечные и средние слои русской общины.

Следует, однако, отметить, что размывание старономенклатурной верхушки само по себе отнюдь не ухудшило положение прочих социальных групп громадной русской общины Казахстана. А для наиболее активной части "неноменклатурного" русскоязычного народа появились новые возможности, которые расширяются по мере восстановления сфер высококвалифицированного труда после выхода казахстанской экономики из кризиса.

Позитивным фактором для всех русскоязычных жителей Казахстана является то, что руководство республики избегает экстремизма в языковой политике. Русский язык имеет официальный статус, и его применение никто не собирается ограничивать. Благодаря этому сохраняется реальное равенство прав между представителями титульной нации и всеми остальными гражданами страны. По данным на 1 мая 2001 года в Казахстане действует 1373 средства массовой информации. И если на казахском языке выходят 186 газет и журналов, то на русском - 526. Это не считая тех изданий, которые печатаются на двух языках, в том числе - на русском. Аналогичная ситуация наблюдается и среди электронных СМИ, где русскоязычные передачи также преобладают в общем объеме вещания.

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, численность граждан русской национальности в стране составляет 4 479 618 человек. Удельный вес русской диаспоры составляет 30% от всего населения республики, численность которого на начало 1999 года составляла 14 953 126 человек.

Русский язык в Казахстане всегда являлся одним из ключевых источников получения информации в разных областях науки и техники, средством коммуникации с ближним и дальним зарубежьем. Интересы экономического, научно-технического и культурного развития определяют сегодня востребованность знаний, получаемых на русском языке.

Государственная поддержка русского языка заключается в обеспечении условий для его использования в органах власти всех уровней наряду с казахским. Это нашло отражение в Конституции Республики Казахстан и в законе "О языках в Республике Казахстан". На русском языке проходят практически все заседания правительства Казахстана.

Реальное обеспечение условий для развития русского языка осуществляется путем получения среднего, средне специального и высшего образования. Согласно данным (на 01.12.2000 г.) Министерства образования и науки Казахстана, в 2000/2001 учебном году в стране работали 1144 детских дошкольных учреждения. Из них 280 - с казахским (24,4 %), 516 - русским (45,1%), 2 (0,1%) - с другими и 346 (30,2%) - со смешанными языками воспитания.

Число общеобразовательных школ - 8007. Из них 3545 (44,2 %) с казахским, 2356(29,4%) с русским, 13 с уйгурским, 81 с узбекским, 3 с таджикским, 1 с украинским, 2008 с двумя и более языками обучения.

Процентное соотношение студентов, обучавшихся на русских отделениях в высших учебных заведениях в 1999-2000 году, равнялось 67,8%, и только 32,1% составляли студенты отделений с казахским языком обучения.

На 2000/2001 учебный год было выделено 12 360 грантов и 9610 кредитов. Из них 6702 (54,2%) грантов и 4981 (40,2%) кредитов - для поступления в русские отделения вузов.

Здравая и эффективная политика руководства страны обеспечивает отсутствие какой-либо политизированности межэтнических отношений. Сегодня ни русские, ни казахи не политизированы по этническому принципу. Руководству Казахстана удалось нейтрализовать процессы формирования национально ориентированных партий, не допустить зарождения таких, по сути дела, националистических структур, как, к примеру, "Рух" на Украине.

Помимо прочего, в последнее время заметны признаки активизации русскоязычной части казахстанского общества в процессах публичной политики. Этнические русские имеют представительство во всех структурах государственной власти, в том числе в правительстве, в обеих палатах парламента, в высших органах судебной власти, в местных законодательных и исполнительных структурах.

Казахстанское общество видится только как объединение дружественных народов, как творческий синтез различных этнокультурных традиций, обогащающихся взаимными обменами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
928
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
960
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
426
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
608

Другие новости