Накануне предстоящей в Женеве очередной встречи президентов Азербайджана и Армении, в ходе которой, как предполагают эксперты, может быть подписан некий документ о принципах карабахского урегулирования, вновь явственно возросла активность международных посредников. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху Николай Грибков (Россия), Керри Кевано (США) и Филипп Сортье (Франция) нанесли очередной визит в Баку, Степанакерт и Ереван, где провели переговоры с руководством втянутых в конфликт сторон. Эту поездку можно было бы назвать рутинной, если бы не некоторые обстоятельства, свидетельствующие, что на нынешнем этапе миротворчества сопредседатели явно рассчитывают на серьезные подвижки.
Во-первых, их посещение Баку началось с беседы с представителями азербайджанской оппозиции. Известно, что многие азербайджанские оппозиционные лидеры резко выступают против заключения мирного соглашения, что дает возможность президенту Гейдару Алиеву, ссылаясь на "внутренние трудности", откладывать принятие принципиальных решений, как, например, это произошло во время недавних переговоров с Робертом Кочаряном в Париже и во Флориде. Можно предположить, что миротворцы хотели бы понять, насколько ставшая притчей во языцех "непримиримость" азербайджанской оппозиции, призывающей к возобновлению войны вместо заключения "позорного мира", соответствует реальному положению вещей в Баку. Ясно также, что на сей раз уже не только азербайджанским властям, но и оппозиции были разъяснены некоторые конкретные планы экономического характера, реализация которых в условиях продолжающегося противостояния невозможна.
Кстати, в дни поездки сопредседателей МГ ОБСЕ по региону видные лидеры азербайджанской оппозиции - председатель Партии национальной независимости Этибар Мамедов и экс-спикер парламента Расул Гулиев посетили США, пытаясь убедить американских конгрессменов, что ставшие известными планы урегулирования (фактическая независимость НКР в обмен на занятые армянами вне собственно Карабаха территории) способны породить в Баку глубокие антиамериканские настроения и нанести ущерб интересам Вашингтона в Азербайджане. Однако к давлению на азербайджанское руководство сразу же присоединился Берлин: побывав в Баку, министр иностранных дел Германии Йошка Фишер пообещал расширение германского участия в серьезных инвестиционно-экономических проектах. Предполагается, что в обмен на это Берлин претендует на расширение своей роли в Минской группе ОБСЕ, что, несомненно, усилило бы "западную составляющую" в процессе урегулирования.
Грибков, Кевано и Сортье побывали не только в регионе противостояния, но и в районе армяно-турецкой границы, где обсуждали возможность возобновления железнодорожного сообщения между Арменией и Турцией. Напомним, что железная дорога Гюмри (Армения) - Карс (Турция) была заблокирована Анкарой из-за активизации военных действий в Карабахе еще летом 1993 года, и блокада продолжается до сих пор. Армянская сторона не раз предлагала Турции не увязывать вопрос возобновления двусторонних связей с проблемой армяно-азербайджанских отношений, но Анкара была непреклонна.
Любопытно, что теперь эту позицию Еревана поддержал Вашингтон. По словам Керри Кевано, "установление мира в Нагорном Карабахе и открытие армяно-турецкой железной дороги нужно рассматривать в отдельности друг от друга". Он добавил, впрочем, что "это может произойти лишь после подписания мирного соглашения по Карабаху". По мнению американского дипломата, возобновление работы железной дороги Гюмри-Карс станет серьезным фактором в регионе, способствующим привлечению крупных инвестиций и стимулирующим процветание не только Армении, но и всех государств Южного Кавказа. При этом, как заявил Кевано, "турецкая сторона также заинтересована в возобновлении работы этой магистрали". В свою очередь, губернатор приграничной области Ширак Феликс Пирумян заверил гостей, что техническое состояние дороги удовлетворительное и ее работу можно будет возобновить в течение месяца.
Симптоматично, что столь конкретные вопросы, тем более относящиеся к сфере армяно-турецких взаимоотношений, ранее сопредседателями не обсуждались и уж, конечно же, не становились предметом открытых комментариев. Кроме того, по-новому прозвучали и высказывания американского представителя после состоявшейся встречи сопредседателей с беженцами из Баку и района военных действий. Кевано сообщил, что во время беседы с Гейдаром Алиевым он "подчеркнул необходимость обращения к вопросу компенсации беженцам в ходе мирного процесса", поскольку "эти люди справедливо нуждаются в определенной компенсации". Со своей стороны, уже в ближайшее время Вашингтон планирует выделить дополнительно 20 миллионов долларов для расширения строительства жилья для беженцев.
Любопытным также представляется и заявление г-на Кевано о том, что после урегулирования конфликта Нагорному Карабаху будет предоставлена большая, нежели Армении, помощь. Не исключено, что именно в этой связи представитель Степанакерта, комментируя визит сопредседателей, подчеркнул, что нынешняя поездка миротворцев "является одним из символов устанавливающегося в регионе мира".
О серьезности намерений миротворцев свидетельствует и тот факт, что карабахский вопрос и меры по его разрешению были специально рассмотрены во время прошедшей накануне в Вашингтоне встречи Игоря Иванова с Колином Пауэллом. Заметим, что после этого Игорь Иванов провел в рамках "кавказской четверки" консультации с заместителями руководителей внешнеполитических ведомств Азербайджана, Армении и Грузии. Сообщив, что президент Путин "уделяет большое внимание этим консультациям", которые "являются хорошей формой взаимодействия в поисках решения, направленного на стабилизацию ситуации на Кавказе", российский министр отметил: регион "всегда был очень важен для России, и мы заинтересованы в том, чтобы он стал настоящей зоной мира".
Одним из конкретных итогов нынешнего визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ стала договоренность об установлении прямой телефонной связи между конфликтующими сторонами на линии противостояния, что должно минимизировать вероятность спонтанного возобновления военных действий. Однако реальное значение завершившейся поездки намного шире. Впервые, пожалуй, посредники - и в первую очередь американская сторона - открыто дают понять, что время "переговоров ради переговоров" заканчивается и наступает этап конкретных решений. И с целью их достижения будут задействованы все возможные рычаги воздействия на ситуацию - экономические, социальные, политические. Процесс глобализации явно повышает "стоимость" региона Южного Кавказа как важного звена в схеме перспективных международных транспортно-экономических проектов. Поэтому дальнейшая консервация региональных конфликтов, в частности, карабахского, насколько можно понять, становится нетерпимой. И это фундаментальное обстоятельство миротворцы уже не считают нужным держать в секрете как от сторон противостояния, так и от сопредельных государств, имеющих в регионе свои интересы.