-ВАЛЕРИЙ ДМИТРИЕВИЧ, какова повестка дня ереванского саммита ДКБ, какие направления работы будут рассмотрены в качестве приоритетных?
- Сразу отмечу, что на саммите в Ереване прежде всего будут подведены итоги нашей практической работы по наполнению Договора о коллективной безопасности конкретным содержанием. Этот процесс был начат в Минске и продолжен в Бишкеке, где, как известно, президентами стран-участниц было впервые дано указание приступить к формированию региональных сил коллективной безопасности, перестроить договор в соответствии с новыми вызовами, с новыми геополитическими реалиями и повысить его эффективность. Сегодня наши основные задачи, которые, естественно, будут обсуждаться в Ереване, - противодействие международному терроризму, активизация внешнеполитической составляющей сотрудничества в рамках ДКБ, создание коллективных сил и усовершенствование коалиционной стратегии и модели коллективной безопасности.
Одним из главных достижений прошедшего этапа я бы назвал достигнутое после преодоления многих трудностей и разногласий соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества, которым, в частности, предусматривается льготный принцип поставок вооружений и военной техники в рамках ДКБ. Кроме того, были подписаны такие важные документы, как, к примеру, соглашение о статусе сил коллективной безопасности, предусматривающее беспрепятственное перемещение сил и средств из одного государства в другое. Действие этого соглашения имеет очень важное значение для эффективного проведения военных учений и других мероприятий в рамках ДКБ, преодоления таможенных и иных барьеров.
Сегодня особое внимание следует уделить созданию коллективных сил быстрого развертывания в Центральной Азии. Значение этого шага трудно переоценить: впервые за всю историю действия договора предусматривается создание коллективного формирования для решения такой актуальной задачи, как борьба с вооруженными бандформированиями.
В последнее время была проделана также работа по сведению воедино трех направлений коллективной безопасности: российско-белорусского, российско-армянского и центральноазиатского. Основная цель - объединить их в единую систему в рамках ДКБ. В этом плане необходимо отметить, что на ереванском саммите предполагается подписание протокола о формировании и функционировании сил и средств системы коллективной безопасности. Планируется также создание межгосударственного органа военного управления, который на первом этапе возьмет на себя отдельные функции взаимодействия, а затем и общей системы управления.
- Означает ли это, что сегодня ставится задача формирования централизованного органа военного управления наподобие общего Генштаба?
- Сейчас пока никто не строит таких амбициозных планов. Но перед нами стоит задача налаживания взаимодействия как для работы в мирное время (с целью организации учений и других аналогичных мероприятий), так и, если понадобится, в военной ситуации. Эти действия, естественно, реализуются исключительно в рамках тех параметров, которые соответствуют конституциям государств - участников договора.
- Валерий Дмитриевич, чем, на ваш взгляд, обусловлены нынешняя активизация интеграционных процессов в рамках ДКБ и очевидные тенденции усиления роли этой структуры, которую еще вчера очень многие эксперты называли не иначе, как "рассасывающимся рудиментом" советского прошлого?
-Я должен отметить, что Договор о коллективной безопасности - это прежде всего политическая структура, являющаяся определенной сдерживающий силой для тех или иных поползновений против государств-участников. Это, конечно же, очень тесная и плотная ткань политических консультаций. Созданием Комитета секретарей советов безопасности (КССБ) мы фактически завершили строительство фундаментальной структуры консультативных органов Совета коллективной безопасности, действующей вместе с Советом министром иностранных дел (СМИД) и Советом министров обороны (СМО). Каждый из этих органов курирует одно из основных направлений договора: СМИД - военно-внешнеполитическое, СМО - военное, а КССБ выполняет задачу координации и реагирования на новые вызовы и угрозы. Каждый из этих консультативных органов ведет свои отдельные заседания, проводятся также совместные заседания на уровне глав внешнеполитических и оборонных ведомств. Последнюю такую встречу мы провели 23 апреля в Алма-Ате, где, кстати, появилась новая инициатива, предусматривающая проведение неформальных рабочих экспертных встреч для специалистов и представителей заинтересованных ведомств с целью обсуждения ситуации и оценки обстановки, выработки конкретных рекомендаций. Ежемесячно проводятся также специальные встречи в Секретариате коллективной безопасности с приглашением экспертов из различных ведомств.
Должен сказать, что наша внешнеполитическая деятельность не ограничивается только государствами - участниками ДКБ. По указанию президентов генеральному секретарю поручено представлять договор во внешнем мире, и прежде всего перед международными организациями, занимающимися вопросами безопасности. У нас налажены высокие контакты с ОБСЕ, начинаем работать с Шанхайским форумом, Организацией Исламской конференции, Европейским союзом. Хочу отметить, что сегодня мы являемся свидетелями роста интереса к договору со стороны не только участников, но и государств и организаций, которые находятся за пределами договора. Это Индия, Китай, некоторые страны НАТО. Мы, естественно, не отгораживаемся и от тех государств СНГ, которые не являются членами договора или вышли из него, стремимся установить с ними тесное сотрудничество, в частности по вопросам общей безопасности. Например, было очень приятно и полезно, что на состоявшемся недавно в Ереване заседании Комитета секретарей совбезов присутствовал и представитель Грузии. Очевидно, что укрепление оборонного пространства СНГ - это наш общий интерес, хотя и понятно, что у нас действует принцип разноуровневой, разноскоростной интеграции. В этом свете участники договора находятся на более высоком, продвинутом уровне интеграции.
- Очевидно, что процессы в ДКБ напрямую зависят от политического курса России, которая, безусловно, играет лидирующую роль в системе коллективной безопасности. Каково сегодня отношение Кремля к ДКБ, какое место занимает эта структура во взаимоотношениях России со странами СНГ?
- Приход к власти в России президента Владимира Путина ознаменовал существенный прорыв во всей работе по военно-политической интеграции в СНГ, в том числе и в отношении к ДКБ. Это видно хотя бы по активизации организационных аспектов работы. Саммиты ДКБ никогда раньше отдельно не проводились, тематика ДКБ включалась в повестку заседаний СНГ, в лучшем случае - в последнем пункте, а при прежнем руководстве очень часто до нее так и не доходила очередь. Само наполнение договора было совершенно другим. Конечно, мне трудно говорить за те государства, которые не продлили свое участие в ДКБ, но, думаю, если бы этот вопрос стоял в нынешнее время, они бы так не поступили. Сегодня изменилась сама динамика ДКБ, дважды в год проводятся отдельные специальные саммиты глав государств - участников договора. Это, конечно же, является очень существенным показателем, и Россия здесь играет ведущую роль.
Важным обстоятельством является и тот факт, что в практику саммитов ДКБ вошло принятие серьезных политических заявлений. В частности, в Бишкеке было принято заявление в связи с угрозами в Центральной Азии. Была дана оценка ситуации в Афганистане, прозвучал призыв к международным организациям активизировать противодействие международному терроризму, созвать внеочередное заседание Совета Безопасности ООН. В результате активной дипломатической работы при участии России и других государств ДКБ была принята известная резолюция ООН по Афганистану о дополнительных санкциях в отношении движения "Талибан".
- Насколько актуален сегодня вопрос "возвращения" в систему коллективной безопасности стран СНГ, вышедших в свое время из договора? Ведутся ли переговоры в этом направлении?
- Есть идея (кстати, она уже давно муссируется) о создании всеобъемлющей системы безопасности для всего Содружества. Причем в данном случае вопросы безопасности рассматриваются в весьма широком контексте. Этот вопрос, кстати, был затронут и в Ереване в ходе состоявшегося там недавно заседания Комитета секретарей советов безопасности. Государства ДКБ полностью открыты и готовы к обсуждению сотрудничества, причем необязательно путем вовлечения других стран СНГ в договор. Очевидно, что многие из них пока не готовы к вступлению в ДКБ, некоторым просто неудобно это сделать, так как они совсем недавно вышли из договора. Поэтому рассматривается возможность и других форм сотрудничества, что, естественно, зависит от самих этих государств.
Мы, конечно же, приветствовали бы расширение ДКБ, но, с другой стороны, считаем форсирование этого процесса не совсем полезным, потому что оно может привести к размыванию договора, ослаблению его основ подлинного союзничества. Главное - не делать ничего в ущерб ДКБ.
- Идея формирования региональных систем безопасности стала одним из наиболее актуальных вопросов внешней политики государств СНГ, в том числе участников ДКБ. Особенно активно эта проблематика обсуждается после стамбульского саммита ОБСЕ, где были представлены предложения о создании так называемой общекавказской системы безопасности. Каково ваше отношение к этой проблеме, учитывая прямую привязку ДКБ к региону Большого Кавказа?
- Этот вопрос затрагивался в ходе моих поездок в Армению. Насколько я понимаю, в том виде, в каком она предлагалась (создание Пакта стабильности и безопасности), эта идея не получает большого развития, хотя есть и другие форматы, в частности "кавказская четверка". Эта структура сегодня значительно активизировалась, и я думаю, что у этих четырех стран (Россия, Азербайджан, Армения, Грузия) гораздо больше общих интересов, чем у государств вне региона или же стран, которые хотя и находятся географически в регионе, но имеют более тесные отношения с иными странами. С другой стороны, очевидно, что все, что делается на пользу безопасности этого крайне сложного региона, приветствуется нами и, естественно, находится в нашем непосредственном поле зрения. Мы готовы содействовать всем тем усилиям, которые действительно направлены на укрепление безопасности этих государств и региона в целом.
- Валерий Дмитриевич, нельзя не признать тем не менее, что армяно-российское сотрудничество в рамках ДКБ и, в частности, недавнее решение Москвы и Еревана сформировать совместную военную группировку очень часто вызывают достаточно негативную реакцию в некоторых соседних государствах. Принимается ли во внимание эта проблема? Какие конкретные задачи будут поставлены перед армяно-российской военной группировкой?
- Сейчас ведутся довольно активные работы по формированию этой группировки. Были подписаны соответствующие соглашения, к реализации которых стороны уже приступили. Одновременно организовано совместное военное патрулирование сил ПВО. Я должен особо подчеркнуть, что все эти меры и силы никому не угрожают. Как, собственно, и все другие направления деятельности ДКБ, они имеют характер сдерживания и предупреждения. Естественно, мы рассматриваем кавказское направление как неразрывную часть общей системы коллективной безопасности, которое имеет очень хорошие перспективы. Это особенно важно сегодня, когда Армения превращается в весьма важный центр международной политики и политики в рамках ДКБ и СНГ. В Ереване ощущаются значительные ожидания от предстоящего саммита ДКБ, ведется активная подготовка к нему. В эти же дни состоятся официальные визиты президентов Казахстана и Белоруссии в Армению, на осень запланирован визит президента России. Эта активность, безусловно, будет содействовать и усилению международных позиций Армении, и укреплению стабильности во всем регионе.
Этой же цели призвана содействовать полная транспарентность нашей деятельности в рамках договора. Мы не держим никаких "камней за пазухой", в частности в отношении наших партнеров по СНГ, готовы и открыты к активизации обмена мнениями с другими заинтересованными странами. В этой связи хочу еще раз подчеркнуть, что мы придаем одинаково важное значение активизации внешнеполитической составляющей ДКБ и укреплению механизмов военно-технического сотрудничества. Такой подход, безусловно, призван содействовать усилению безопасности как в рамках договора, так и на более широком региональном уровне.