ЧЕЧЕНСКИЕ боевики, оказавшиеся вместе с тысячами беженцев в Панкисском ущелье на территории Грузии, не должны отныне чувствовать себя спокойно и безнаказанно. Такой вывод напрашивается после заявления председателя парламента Зураба Жвания в контексте событий, связанных с похищением и освобождением руководителя его секретариата, депутата Петре Цискаришвили. И хотя этот инцидент с "панкисским синдромом" вроде бы напрямую и не связан, тем не менее негативная роль ситуации, которая сложилась в этом горном регионе за последние шесть-семь лет все чаще проявляется в повседневной жизни, усугубляя и без того тяжелую криминогенную обстановку в стране. Очередным свидетельством тому стал кровопролитный инцидент в Цхинвали, приведший к гибели местного жителя и инспектора дорожной полиции. Погибли также два преступника - чеченцы, открывшие огонь по наряду сотрудников цхинвальской автоинспекции, а затем захватившие заложника, которого затем расстреляли (см. "НГ", 15.05.2001 г.).
Грузинские власти крайне обеспокоены процессами, которые наблюдаются в Панкиси и потенциальную опасность которых никто не склонен недооценивать. Зураб Жвания выразился в том смысле, что терпение государства не может быть бесконечным. У Грузии, сказал он, достаточно сил и средств, чтобы установить государственный порядок на любой из своих территорий, а тем более с тем, чтобы воспрепятствовать любым преступным намерениям от кого бы они ни исходили. Кстати, "чеченский след" может оказаться для местных преступников удобным камуфляжем. Вести борьбу на два фронта на самом деле очень непросто. "Когда у сотрудников полиции, с одной стороны, мизерная зарплата, а с другой - возможность пользоваться оружием, то их внимание вряд ли может быть с предельной сосредоточенностью направлено на охрану порядка", - считает бывший заложник - депутат Цискаришвили.
По мнению лидеров неправительственных демократических организаций, похищение и освобождение депутата - всего лишь спектакль, призванный укрепить влияние силовых структур в канун решающих событий, способных во многом предопределить не только расклад политических сил в обществе, но и политическое будущее нынешних властей. Руководители правоохранительных органов, естественно, категорически это отрицают. Однако симптоматично, что правительство все менее склонно брать на себя ответственность за происходящее и все более стремится возложить ее на тех, кого считает своим реальным конкурентом в борьбе за возможность вершить судьбу страны. В этих условиях, вероятно, власти не решаются на радикальные шаги в отношении целого ряда преступных групп.
Известно, что у чеченских боевиков, располагающих оружием и значительными финансовыми средствами, есть многие возможности для спокойного существования. Взятки в размере нескольких тысяч долларов для них пустяк, а для изголодавшихся правоохранителей - едва ли не единственное средство существования. Поэтому попытка остановить вооруженных чеченцев, направляющихся в Цхинвали со стороны Гори была первой. До этого почему-то ни одного инцидента, когда чеченцы вступили бы в вооруженное столкновение с представителями органов правопорядка, в стране зафиксировано не было.
Министр внутренних дел Южной Осетии Алан Гучмазов сообщил тбилисскому информационному агентству "Прайм ньюс", что о происшедшем в Цхинвали информированы правоохранительные органы Шида Картли. (Внутренняя Картли - край, в состав которого входит несколько районов, включая Горийский и Цхинвальский). Следствие ведут прокуратура и органы госбезопасности Южной Осетии. Начальник краевой полиции Шида Картли Нодар Далакишвили заявил, что цели вояжа чеченцев выясняются, хотя не исключено, что все четверо были боевиками, а ныне входят в преступную группу, которая занимается торговлей оружием либо ввозом в Грузию наркотиков и фальшивой валюты.
Между тем Зураб Жвания заявил о своем решении согласиться на предлагаемый ему пост премьер-министра в будущем кабинете правительства, создаваемом на принципах коллективной ответственности, подчеркнув, что "это последний шанс на спасение страны". Его коллега по правящей партии "Союз граждан Грузии" Елена Тевдорадзе, однако, считает иначе. Она опасается, что это начало конца политической карьеры Жвания.
Тбилиси