НА ЗАВЕРШИВШИХСЯ на днях в Тбилиси российско-грузинских переговорах вице-премьер РФ Илья Клебанов сделал сенсационное заявление, которое почему-то не вызвало резонанса, соответствующего своему значению. После встречи 15 мая с президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе глава российской делегации заявил, что Россия предлагает осуществить вывод своих баз из Ахалкалаки и Батуми в течение 14 лет. "Мы рассчитываем на этот срок исходя из варианта финансирования только с российской стороны", - заявил Клебанов. Он не исключил, что, если зарубежные государства выделят средства для вывода российских войск из Грузии, "сроки ликвидации и вывода баз можно будет корректировать". По словам вице-премьера, операция по выводу баз оценивается в 4,3 млрд. руб. "У нас нет политических проблем. Имеются только трудности финансового и технического характера", - отметил Клебанов.
Такое заявление вице-премьера выглядит по меньшей мере странным. Заметим, что первоначально российская сторона настаивала на сохранении своего военного присутствия в Грузии в течение 25 лет. То, что это ей необходимо по геополитическим соображениям, - очевидный факт. Однако по непонятным причинам Москва вдруг уменьшает предлагаемые сроки пребывания своей военной группировки в этой стране до 15, а затем и до 14 лет.
Вообще вызывает удивление сама тональность ведущихся в настоящее время российско-грузинских переговоров по базам. В Совместном заявлении двух стран (пункт 3), запротоколированном на Стамбульском саммите ОБСЕ в ноябре 1999 г., говорится о том, что "Грузинская Сторона берет на себя обязательство предоставить Российской Стороне право на базовое временное развертывание своих ОДВТ с местом дислокации на объектах российских военных баз Батуми и Ахалкалаки". О сроках же и порядке их функционирования в Грузии (п.5) стороны должны были договориться еще в 2000 г. То есть, по замыслу участников Стамбульского саммита, мы должны вести речь о сроках базового временного развертывания своих войск, а не об их выводе, что, конечно, не одно и то же. И очень принципиально для России.
Между тем на переговорах с грузинской стороной Москва сдает одну позицию за другой, инициируя уменьшение группировки и соглашаясь на более быстрый вывод войск из страны.
Военные эксперты не раз отмечали важность для России военных аэродромов в Вазиани и Гудауте. Однако с выводом оттуда российской военной техники это становится проблематичным. В Вазиани Грузия де-факто имеет свой контроль над аэродромом, чего, однако, не скажешь об аналогичном объекте в Гудауте. И грузинские, и российские эксперты высказывают озабоченность, полагая, что с выводом оттуда российской военной базы контроль над аэродромом установят абхазские войска. Казалось бы, Москве следует вести переговоры о том, чтобы аэродром в Гудауте контролировали российские силы. Однако в Тбилиси Клебанов заявил, что "стремление уйти из Гудауты Россия сохраняет неизменным". А как же тогда с нашими интересами на Черноморском побережье?
В своем заявлении, сделанном 14 мая, президент Грузии Эдуард Шеварнадзе сказал, что он "исключает вариант, согласно которому после вывода российских войск из Грузии их место займут вооруженные силы другого государства". Однако он же не раз говорил о том, что его страна устанавливает партнерские отношения с НАТО. И связи Грузии с альянсом развиваются быстрыми темпами. На турецкие деньги в 2000 г. в Марнеули (в 30 км восточнее Тбилиси) был модернизирован военный аэродром. Реконструкцию осуществляли турецкие военные строители, которые завезли из Турции все необходимые стройматериалы.
Все свое вооружение армия Грузии также переводит на стандарты НАТО. Эмиссары из США и НАТО - частые гости в Тбилиси. В районе Поти готовятся широкомасштабные многонациональные морские учения альянса под названием "Cooperative Partner-2001".На маневрах будут представлены восемь перешедших на стандарты НАТО кораблей ВМС Грузии, а также корабли из США, Франции, Турции, Германии, Италии, Болгарии, Румынии, Украины, Швеции и Азербайджана. Всего будет задействовано около 40 боевых кораблей, 12 истребителей, 2 подводные лодки, 2 военно-транспортных самолета, 3 корвета. В учениях примут участие около 4 тыс. военнослужащих. Кроме ВМС, Грузию на учениях будут представлять подразделения морской пехоты, МВД и пограничников. Участие России в маневрах не предусматривается...