В БИШКЕКЕ вновь поднята проблема делимитации и демаркации киргизско-узбекской и киргизско-китайской границы. Во времена СССР внутренние границы были проведены достаточно условно и не всегда учитывали исторические, этнические и экономические факторы.
В конце апреля в Бишкеке был опубликован текст секретного меморандума, подписанного премьер-министрами Киргизии и Узбекистана, согласно которому Киргизия передает узбекский анклав Сох.
Прошедшей зимой Ташкент умело использовал газовую трубу не только для повышения доходов своего бюджета, но и как средство давления на соседа. Поставки узбекского газа в Киргизию были значительно сокращены, а в отдельные моменты и вовсе прекращались - конечно, по "техническим причинам". Это оказало крайне негативное воздействие на энергетическую сферу Киргизии, ее промышленность и в целом привело к возникновению серьезных проблем в экономике страны. В результате продолжительных консультаций стороны приняли в конце февраля меморандум по вопросам делимитации границы, и уже в первых числах марта поступление газа из Узбекистана было возобновлено в прежних объемах. Подчеркнем, что киргизская сторона категорически отрицает какую-либо причинно-следственную связь между этими явлениями.
Такую связь, однако, четко просматривают оппозиция в Бишкеке и многие депутаты киргизского парламента. Это стало причиной формирования устойчиво негативного общественного мнения, на фоне которого все это время велись закрытые переговоры по пограничным вопросам.
Сегодня, с наступлением теплого времени года, когда зависимость Киргизии от узбекского газа по объективным причинам уменьшилась, правительство решило продемонстрировать, что не намерено уступать давлению соседей. Уже в конце апреля премьер-министр Киргизии Курманбек Бакиев отверг обвинения по поводу того, что в обмен на узбекский газ Бишкек готов пойти на территориальные уступки Узбекистану. Премьер отметил при этом, что правительство "никогда не осуществляло и не будет осуществлять каких-либо секретных действий в ущерб интересам населения страны". По словам г-на Бакиева, депутаты парламента "необоснованно раздувают шумиху вокруг этого вопроса". Более того, премьер-министр подчеркнул, что меморандум между Киргизией и Узбекистаном по проблемам делимитации границы "не является документом, обязательным для исполнения".
Напомним, что, согласно меморандуму, соединение узбекского анклава Сох с соседней республикой "возможно только при условии адекватной компенсации в пользу Киргизии равноценных по качеству земель". Между тем, по словам Курманбека Бакиева, "рабочая группа правительства провела полевые исследования анклава и не нашла возможности для адекватного решения этого вопроса". А председатель киргизской комиссии по делимитации границы Саламат Аламанов сообщил, что правительство его страны направило Ташкенту ноту о том, что киргизская сторона не может принять участок земли, предложенный узбекской стороной, как компенсацию за соединение Сохского массива с Риштанским районом Узбекистана.
Существует еще одна неурегулированная проблема двусторонних отношений. С советских времен Узбекистан пользуется в приграничных районах месторождениями нефти и газа на территории Киргизии. Если раньше он за это не платил, то потом была достигнута договоренность об арендной плате. Также киргизская сторона требует от Узбекистана выплаты долгов за аренду земель под Андижанским и Кемпирабадским водохранилищами. Сумма долга уже достигла 180 млн. долларов.
На самом деле вопрос об узбекских анклавах на территории сопредельной Киргизии является частью большой проблемы под названием Ферганская долина, которая разделена административно между Таджикистаном, Киргизией и Узбекистаном. Ее население преимущественно узбекское и наиболее исламизированное. Именно сюда постоянно проникают боевики Исламского движения Узбекистана, которые намерены свергнуть президента Узбекистана Ислама Каримова. Видимо, поэтому Каримов начинает "собирание земель", чтобы в будущем обеспечить синхронность действий в случае отражения возможной агрессии.
Отношения с Ташкентом у Бишкека из-за приграничных и иных споров сейчас прогрессивно ухудшаются. К этому добавилась и другая проблема. По-видимому, Бишкеку придется заняться и уточнением границ с Таджикистаном - на границе таджикского анклава Ворух и Баткенского района Киргизии. Дорога, проходящая через Ворух, - единственная транспортная магистраль, соединяющая соседний с Баткеном Ляйлякский район с остальной частью страны. Жители таджикского анклава периодически перегораживают проезжую часть валунами и не пропускают автотранспорт. Иногда дело доходит до стычек между гражданами этих республик.
Вместе с тем, как стало известно, комитет по вопросам безопасности и обороны парламента Киргизии, которым руководит Исмаил Исаков, должен скоро начать обсуждать договор между Китаем и Киргизией, согласно которому официальный Бишкек уступает Китаю около 90 тысяч гектаров своей территории. Договор был подписан в 1999 году президентом Аскаром Акаевым и председателем КНР Цзян Цзэминем. Взамен Киргизия намерена получить контроль над пиком Хан-Тенгри. Об этом заявил начальник отдела в правительстве Саламат Аламанов.
В свою очередь, председатель парламентского комитета по законности Азимбек Бекназаров заявил, что парламент намерен начать процедуру импичмента против президента Аскара Акаева. По его словам, данный договор противоречит Конституции республики. На земле, уступаемой Китаю, имеется несколько пограничных постов вместе со всеми необходимыми коммуникациями. Ни президент, ни правительство никогда не проводили консультаций с парламентом по этому поводу, между тем только парламент имеет право менять государственные границы страны.
По мнению Бекназарова, договор должен быть денонсирован, а процесс делимитации и демаркации границы с Китаем немедленно приостановлен.