-НИГМАТЖАН КАБАТАЕВИЧ, чем было продиктовано стремление сохранить в новой экономической организации ЕврАзЭС органы управления интеграцией Таможенного союза?
- Евразийское экономическое сообщество создается для эффективной реализации целей, определенных в соглашениях о Таможенном союзе 1995 года, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной сферах от 29 марта 1996 года и Договоре о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года. То есть органы управления интеграцией Сообщества будут решать, по сути, те же задачи, которые пока решаются структурами Таможенного союза, продолжая начатую ими работу по формированию Таможенного союза и единого экономического пространства, но уже с новыми правами и обязанностями.
Функции и задачи органов управления интеграцией Сообщества будут не совсем такими, как у аналогичных структур Таможенного союза. Это и понятно: создается международная экономическая организация, которая пользуется правами юридического лица и для реализации своих целей и задач может устанавливать отношения с государствами и международными организациями и заключать с ними договора.
Кроме того, за пять лет функционирования Таможенного союза накоплен значительный опыт интеграционной деятельности, особенно Интеграционным комитетом и его аппаратом, который, вне всякого сомнения, будет востребован в Сообществе. Сегодня уместно сказать: органы управления интеграцией Таможенного союза оставляют вполне приличное наследство для деятельности создаваемого на его базе Евразийского экономического сообщества.
- Что удалось за пять лет сделать органам управления интеграцией Таможенного союза при реализации упомянутых соглашении и договоров?
- Ныне действующие органы управления интеграцией - это Межгосударственный совет, Совет глав правительств, Интеграционный комитет, Межпарламентский комитет. Кроме того, в целях координации действий различных ведомств государств - участников Таможенного союза созданы Совет руководителей таможенных служб, Совет по пограничным вопросам, Совет руководителей налоговых служб, Совет по взаимному признанию и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, а также Комиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, Комиссия по стандартизации, метрологии и сертификации и Комиссия по взаимодействию в области экспортного контроля. В последнее время налаживается работа Совета министров юстиции и Совета руководителей национальных центральных банков.
Такой состав советов и комиссий обусловлен выбором приоритетных направлений реализации Договора 1996 года, которые дали возможность более быстрыми темпами, чем в СНГ, решать насущные проблемы интеграции в экономической и социальной сферах.
Эти направления были утверждены президентами на Межгосударственном совете и включают: формирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, дальнейшее развитие Таможенного союза и развитие правовых основ интеграции.
- И что дала народам наших стран реализация этих направлений?
- Что касается экономической сферы интеграционного взаимодействия наших стран, то здесь немало сделано в вопросах проведения согласованной таможенной, торгово-тарифной, антимонопольной, налоговой, денежно-кредитной и валютно-финансовой политики. Созданы условия для развития единых транспортных, энергетических и информационных систем. Предприняты меры по обеспечению взаимной конвертируемости и стабилизации курсов национальных валют и об устранении двойного налогообложения.
Во взаимной торговле государств - участников Таможенного союза действует режим свободной торговли, не применяются таможенные пошлины и количественные ограничения. Продолжается формирование единой внешнеторговой политики "пятерки". Подписаны основные соглашения, в том числе о единых мерах нетарифного регулирования и об общем таможенном тарифе.
В гуманитарной сфере осуществляется совместная реализация мер по формированию благоприятных межгосударственных отношений в соответствии с Заявлением глав государств - участников Таможенного союза, принятым по инициативе председателя Межгосударственного совета, президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева в апреле 1998 года, "О десяти простых шагах навстречу простым людям".
Эти меры, в частности, позволяют облегчить процедуру почтовых отправлений и осуществления денежных переводов между государствами, обеспечить взаимное признание и эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и званиях, предоставить равные права на поступление в учебные заведения; обеспечить упрощенный порядок приобретения гражданства, создать одинаковые условия для получения неотложной медицинской помощи.
- Для того чтобы использовать накопленный в Таможенном союзе опыт, необходимо выяснить - в чем причины этих достижений?
- Можно долго говорить о необходимости интеграции, но если этим делом практически не заниматься, все будет пустым звуком. И нами уже немало сделано. Так, аппаратом Интеграционного комитета, его советами и комиссиями совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами сторон постоянно осуществляется анализ хода выполнения совместных договоренностей и готовятся информационные аналитические материалы.
На каждом заседании Межгосударственного совета и Совета глав правительств на основании этих материалов рассматривается ход реализации принятых решений, дается оценка деятельности государственных органов. Активно и плодотворно проходят заседания Интеграционного комитета, на которых оперативно решаются проблемы интеграционного взаимодействия.
Кроме того, мы регулярно выезжаем в столицы государств и проводим совещания с исполнителями. Причем, это не одноразовая акция, мы неоднократно возвращаемся к изучению процесса выполнения принятых документов и, если потребуется, осуществляем выработку необходимых мер. В феврале-марте нынешнего года мы провели с этой целью встречи в Бишкеке, Душанбе, Астане, Минске и Москве.
Опыт этой работы позволил наметить пути ее совершенствования. В будущем планируется периодически направлять начальников управлений Интеграционного комитета и их заместителей в министерства и ведомства для конкретной проработки отдельных вопросов. Кроме того, в последующем для совместной работы будет привлекаться более широкий круг сотрудников Интеграционного комитета, а сами поездки совершаться не менее двух раз в год
- Благодаря чему будет обеспечено повышение эффективности интеграционной деятельности в рамках ЕврАзЭС по сравнению с Таможенным союзом?
- Кардинальным, по сравнению с соглашениями и договорами, действующими в рамках Таможенного союза, да и СНГ в целом, является создание в Сообществе реального и эффективного механизма выполнения принятых договоренностей.
В Содружестве каждое государство самостоятельно решает вопрос об участии в любом из органов Содружества Независимых Государств, для государств обязательны те решения, участниками которых они являются. В ЕврАзЭС каждое государство участвует в работе обязательно всех органов. Решение органов ЕврАзЭС исполняется во всех государствах путем принятия необходимых национальных правовых актов в соответствии с национальным законодательством.
В Содружестве контроль реализации решений осуществляется через национальные механизмы контроля без вмешательства во внутренние дела государств. В ЕврАзЭС контроль за выполнением обязательств осуществляется органами Сообщества в пределах их компетенции, которая определяется в положениях о них.
В Содружестве нарушения Устава, систематическое невыполнение государством его обязательств по соглашениям, заключенным в рамках Содружества, либо решений органов Содружества рассматриваются Советом глав государств. В отношении такого государства могут применяться меры, допускаемые международным правом. В ЕврАзЭС участие государства, нарушающего положения договоров, действующих в рамках Сообщества, в работе органов ЕврАзЭС может быть приостановлено решением Межгоссовета. Если это государство продолжает нарушать свои обязательства, Межгоссовет может принять решение о его исключении из Сообщества.
Значительному повышению эффективности интеграционного взаимодействия будут способствовать и новые подходы к вопросам сближения и унификации национальных законодательств государств-партнеров. В частности в соответствии с Договором на Межпарламентскую ассамблею, учреждаемую вместо Межпарламентского комитета, возлагается разработка Основ законодательства в базовых сферах правоотношений. Эти Основы, в отличие от модельных законодательных актов, разрабатываемых в настоящее время в Таможенном союзе и имеющих рекомендательный характер, могут стать актами обязательного, а возможно, и прямого действия.
Предполагается, что проекты Основ будут приниматься Межпарламентской ассамблеей и утверждаться Межгосударственным советом. После ратификации парламентами Основы законодательства вводятся в национальные правовые системы наших государств, то есть общее решение становится частью внутренней политической и экономической жизни государства. В настоящее время, как известно, любое совместное решение должно быть трансформировано в национальные законы и подзаконные нормативные правовые акты, на что порой уходят годы. Нами также готовится Договор об основах законодательства Евразийского экономического сообщества, который явится принципиально новым документом для интеграционного сотрудничества.
Можно смело утверждать, что по Договору от 10 октября 2000 года действительно учреждена организация для эффективной реализации соглашений о Таможенном союзе 1995 года, а также Договора от 29 марта 1996 года и Договора от 26 февраля 1999 года.
- А почему до сих пор ЕврАзЭС не функционирует?
- В настоящее время идет процесс создания правовой базы функционирования Сообщества.
На предстоящем 22 мая в Москве 24-м заседании Интеграционного комитета должна быть окончательно завершена отработка проектов первоочередных документов, подготовленных с участием аппарата Интеграционного комитета Межправительственной рабочей группой, созданной решением Межгосударственного совета для формирования Евразийского экономического сообщества на базе Таможенного союза. Особо хочу подчеркнуть тщательность подготовки проектов документов. Об этом говорит тот факт, что с этой целью уже было проведено восемь двухдневных заседаний Межправительственной рабочей группы и три заседания Интеграционного комитета.
Следует отметить, что и сам Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, и большая часть правовых документов, регламентирующих его деятельность, подготовлены с непосредственным участием органов управления интеграцией Таможенного союза. В этом тоже заключается преемственность - прежние структуры создали правовую основу для деятельности новых органов.
Далее этот пакет документов должен быть утвержден президентами на первом заседании Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества. Там же произойдет и назначение основных должностных лиц Сообщества - председателя Межгосударственного совета, председателя Интеграционного комитета и генерального секретаря.
Однако прежде чем соберутся президенты, Договор должен быть ратифицирован парламентами. Я надеюсь, что все эти процедуры будут завершены в ближайшие месяц-два, после чего органы управления интеграцией новой международной экономической организации начнут действовать.