0
912
Газета СНГ Интернет-версия

15.05.2001 00:00:00

"Карабахский катализатор" работает

Тэги: осканян, армения, азербайджан, карабах


осканян, армения, азербайджан, карабах

CТОРОНЫ карабахского урегулирования и вовлеченные в процесс миротворчества внерегиональные силы активно готовятся к намеченному на 15 июня в Швейцарии очередному раунду переговоров по разрешению нагорно-карабахского конфликта. Сама "подготовка", в свою очередь, провоцирует лавинообразную реакцию, в результате которой накаляется международная, региональная и внутригосударственная ситуация. Задействуются все имеющиеся рычаги влияния и реагирования, но обстановка в регионе развивается по логике "активного ожидания".

В достаточно острой форме эти процессы сегодня наблюдаются в Армении, что в первую очередь объясняется возросшей внешнеполитической активностью официального Еревана и усилением так называемых российского и западного рычагов армянской дипломатии. В первом случае знаковыми явились предпринятые недавно Москвой и Ереваном весьма активные меры по укреплению и расширению двустороннего военно-стратегического сотрудничества. Стороны приступили к совместной противовоздушной обороне государственной границы Армении с Турцией и Ираном и официально заявили о намерении создать армяно-российскую военную группировку, которая должна будет стать важным звеном в системе Договора о коллективной безопасности. Саммит глав государств - участников ДКБ, кстати, состоится в конце нынешнего месяца в Ереване.

Не меньшую активность армянская сторона проявила и на "западном фронте". В конце минувшей недели президент Армении Роберт Кочарян отправился в Нью-Йорк, где проходил крупный международный форум по привлечению инвестиций в армянскую экономику. Согласно комментариям большинства американских СМИ, эта акция возымела достаточно широкий пиаровский эффект как для Армении, так и лично для Кочаряна. Очевидно, что армянский руководитель направился в США не только и не столько за инвестициями и рецептами экономического развития. По имеющейся информации, Роберт Кочарян провел в Нью-Йорке серию консультаций по урегулированию карабахской проблемы с сопредседателями Минской группы ОБСЕ (США, Россия, Франция) и представителями официального Вашингтона. Как сообщает Би-би-си, именно карабахская проблематика стала ключевой темой нью-йоркских переговоров, в ходе которых американская сторона и представители международных финансовых институтов вновь заявили о своем намерении предоставить Армении и Азербайджану финансовую помощь в большом объеме, в случае если Кочарян и Алиев сумеют достичь реального согласия по проблеме Карабаха.

Однако главным событием недели, возымевшим эффект взрывной волны, стало выступление главы армянского внешнеполитического ведомства Вардана Осканяна, раскрывшего в интервью одной из ереванских телекомпаний некоторые детали возможного механизма карабахского урегулирования. Особый резонанс получило заявление Осканяна о том, что армянская сторона может вернуть Азербайджану шесть из семи (за исключением Лачина) районов вокруг Нагорного Карабаха, в случае если последнему будет предложен устраивающий Степанакерт и Ереван статус, исключающий, в частности, вертикальное подчинение Карабаха Азербайджану. При этом министр иностранных дел Армении назвал территории, находящиеся ныне под контролем карабахских вооруженных сил, "оккупированными", что вызвало резко негативную внутриполитическую реакцию в Ереване, в том числе сводящуюся к требованиям незамедлительной отставки министра. Причем характерно, что Осканяна осуждали со всех политических флангов. Так, лидер весьма лояльной к действующим властям Демократической партии Армении Арам Саркисян охарактеризовал высказывания министра иностранных дел как свидетельство "пораженческой позиции", занимаемой властями республики в переговорах с Азербайджаном. С несколько более осторожных позиций выступила партия "Дашнакцутюн", которую очень многие политологи считают основной прокочаряновской политической силой. Назвав высказывания главы внешнеполитического ведомства неприемлемыми, представитель этой старейшей армянской партии ограничился заявлением о том, что Вардан Осканян не выражает позицию "Дашнакцутюн".

Как и следовало ожидать, особо жесткой оказалась критика радикальной оппозиции, которая ныне в Армении, в частности, представлена сторонниками бывшего президента Левона Тер-Петросяна. Так, экс-спикер армянского парламента, лидер общественно-политической организации "Армат" ("Корень") Бабкен Араркцян заявил, что нынешнему "министру иностранных дел Армении впору вспомнить свою первую профессию и заняться станкостроением". При этом Араркцян отметил, что Вардан Осканян всего лишь выполняет роль "послушного рупора" президента Кочаряна, который, по мнению одного из ближайших соратников Тер-Петросяна, оказался сегодня под сильнейшим прессингом Запада, действующего в условиях "неопределившейся позиции России". Однако сам глава армянского МИДа полностью отклонил эти и другие обвинения в свой адрес, назвав подобные комментарии оскорбительными и спекулятивными: "Никто не может давать мне уроки патриотизма. Я нахожусь в первых рядах этого процесса уже восемь лет, всегда боролся против того, чем пыталась спекулировать противная сторона". По словам Осканяна, он оперировал английским значением термина "оккупированный", переводимым как "занятый".

Очевидно, что "терминологический скандал" в Ереване получит дальнейшее развитие, скорее всего требующее соответствующих разъяснений со стороны президента. Однако не менее важным представляется реакция азербайджанской стороны на заявления армянского министра. Хотя официальные круги в Баку пока еще хранят молчание, азербайджанские политики и политологи уже выступили со своими комментариями и интерпретациями принципов урегулирования конфликта, изложенных Варданом Осканяном. Так, по мнению бывшего государственного советника Азербайджана по вопросам внешней политики Вафы Гулузаде, предлагаемая армянской стороной формула "мир в обмен на территории" носит пропагандистский характер и вряд ли отражает реальный ход переговорного процесса. Азербайджан, как считает весьма лояльно относящийся к действующим властям бакинский политолог, может обсуждать с Арменией "только лишь условия проживания армян в Нагорном Карабахе", а не статус последнего.

Иной позиции, однако, придерживается большинство оппозиционно настроенных азербайджанских деятелей. Особую озабоченность в Баку вызвало заявление армянского министра о том, что территориальные коридоры, которые в условиях окончательного урегулирования должны будут связать Армению с Нагорным Карабахом и Азербайджан с Нахичеванью, не могут быть симметричными в силу различных географических условий: в то время как Нахичевань имеет границу с двумя суверенными государствами - Турцией и Ираном, Карабах является анклавом. И без того непростую ситуацию еще больше накалили распространенные западными СМИ сообщения о неминуемых территориальных потерях, с которыми Азербайджану "придется смириться, как инвалид смиряется с потерей руки". Как пишет бакинская газета "Зеркало", "одна за другой эти информации создали в Азербайджане шоковый эффект", спровоцировавший волну пессимистических прогнозов и жесткой критики в адрес действующих властей. Так, по мнению председателя Организации по освобождению Карабаха Акифа Нази, переговоры вокруг карабахского конфликта "нацелены на расчленение территории Азербайджана". В этой связи большинство азербайджанских политических деятелей выступили с требованием "информировать общественность о подробностях переговорного процесса", подчеркивая при этом, что "для Азербайджана не может быть приемлемым то, что приемлемо для властей Армении и оппозиции". Еще более категоричным оказался Низами Бахманов, известный в Баку как лидер карабахских азербайджанцев. По его убеждению, "если в Женеве не наметится прогресс, то Азербайджан должен готовиться к войне". Подобный вариант развития событий, однако, признается маловероятным большинством бакинских экспертов. Последние считают, что активизация процесса карабахского урегулирования прежде всего обусловлена стремлением Гейдара Алиева ускорить процесс передачи власти. Характерно, что наряду с кандидатурой сына действующего президента Ильхама Алиева в числе возможных преемников главы государства называется имя руководителя аппарата президента Рамиза Мехтиева, являющегося, как известно, одним из наиболее влиятельных людей в Азербайджане.

Опасения азербайджанской оппозиции вряд ли можно назвать беспочвенными. Этим обстоятельством, похоже, и объясняется вспыхнувшая в минувшие выходные в Баку очередная волна протеста. И хотя "возвращение Карабаха" остается основным лозунгом этих акций, очевидно, что накаляющаяся внутри страны атмосфера противостояния имеет безусловную политическую направленность. Подобное развитие ситуации как в случае с Азербайджаном, так и с Арменией - естественный и неминуемый результат использования карабахского "катализатора".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1687
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1047
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
761
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1041

Другие новости