БОРЬБА с международным терроризмом и религиозным экстремизмом в рамках СНГ не может быть эффективной без участия в ней Узбекистана. Таково убеждение Москвы, которая расценивает роль этой центральноазиатской страны в обеспечении безопасности в регионе как ключевую. Крайне обеспокоенные угрозой проникновения исламских боевиков на территорию России через южные рубежи кремлевские власти активно стремятся вовлечь официальный Ташкент в антитеррористические структуры Содружества.
Идея о присоединении Узбекистана к Шанхайскому форуму (в настоящий момент республика участвует в его работе лишь в роли наблюдателя), похоже, становится реальностью. Это может стать одним из важных итогов начавшегося вчера государственного визита президента Узбекистана Ислама Каримова в российскую столицу. Российские эксперты уже давно активно работают над выработкой взаимоприемлемой формулы сотрудничества Узбекистана в качестве полноценного члена Шанхайского форума. И, как заявил в преддверии визита Каримова в Москву заместитель главы администрации российского президента Сергей Приходько, не исключено, что на очередном заседании форума, запланированного на 15 июня в Шанхае, Ташкент будет присутствовать уже в качестве полноправного члена этой организации.
Косвенное подтверждение этому можно усмотреть и в заявлении Ислама Каримова о том, что активность, которую проявляет Россия с целью поддержания безопасности в Центрально-Азиатском регионе, полностью поддерживается узбекской стороной.
По окончании переговоров Владимир Путин и Ислам Каримов подписали совместное заявление, в котором говорится, что Россия и Узбекистан выражают серьезную озабоченность в связи с попытками сил международного терроризма и религиозного экстремизма осложнить ситуацию в Центральной Азии. Президенты констатировали "совпадение оценок характера и источников угроз миру и стабильности в Центрально-Азиатском регионе, исходящих в первую очередь с территории Афганистана". Эта страна, отмечается в заявлении, по существу, "превращена в центр терроризма, плацдарм для экспорта нестабильности". В связи с чем президенты считают необходимым укреплять взаимодействие на двусторонней и многосторонней основах в деле организации решительного отпора террористам и экстремистам, говорится в их совместном заявлении.
Сергей Приходько также сообщил о том, что и сама система Шанхайского форума постепенно начинает трансформироваться. Как известно, входящие в состав этого объединения государства - Россия, Казахстан, Китай, Киргизия и Таджикистан - подписали в апреле 1996 года в китайской столице соглашение об обеспечении безопасности вдоль своих границ. Между тем в случае присоединения к "пятерке" Ташкента придется вносить изменения в соглашение, поскольку Узбекистан не имеет общих границ ни с Россией, ни с Китаем. Кроме того, претендующий на членство в Шанхайском форуме Пакистан (в январе этого года он направил государствам-участникам просьбу о присоединении к этой организации) вообще не имеет общих границ ни с одним из государств "пятерки". Кстати, вопрос о присоединении Пакистана может быть рассмотрен на том же летнем саммите в Шанхае.
Однако российская сторона расценивает перспективу сотрудничества с Ташкентом в рамках этой региональной организации лишь как один из шагов на пути широкомасштабного взаимодействия с Узбекистаном в борьбе с международным терроризмом и религиозным экстремизмом. Так, в Кремле по-прежнему озабочены тем, что официальный Ташкент до сих по не присоединился к Договору о коллективной безопасности (ДКБ), а также тем, что наметившиеся в последнее время разногласия между Узбекистаном и Таджикистаном по вопросам борьбы с исламским экстремизмом несколько тормозят работу Антитеррористического центра Содружества. Не случайно переговоры узбекского лидера с российским президентом предварил визит в Москву таджикского руководителя Эмомали Рахмонова. По сообщениям из Кремля, некоторые темы переговоров обоих центральноазиатских лидеров с Владимиром Путиным перекликались.
Другой немаловажной темой переговоров Владимира Путина и Ислама Каримова стала перспектива углубления торгово-экономического сотрудничества двух стран. По словам российского президента, товарооборот между Узбекистаном и Россией в прошлом году увеличился на 17%, достигнув суммы в 1 млрд. долларов США. Но при этом отрицательное сальдо торгового баланса России с Узбекистаном составляет более 350 млн. долларов. Узбекский президент, в свою очередь, заявил, что объем товарооборота с Россией можно за короткое время увеличить вдвое. Для этого, по его словам, необходимо пересмотреть структуру межгосударственных торгово-экономических отношений. Каримов также призвал Россию активнее инвестировать свои средства в узбекский рынок, в частности путем создания совместных предприятий и участия в программе приватизации. Узбекский руководитель отметил, что в ходе его переговоров с Путиным была достигнута договоренность о создании Российско-узбекской торговой палаты, а также обсуждено предложение российского президента о создании в составе Совета безопасности РФ специальной группы, которая бы занималась мониторингом российско-узбекских военно-технических связей.
Во время встречи в Кремле президенты затронули и вопрос о положении русскоязычного населения Узбекистана. По мнению Каримова, в этой сфере никаких проблем не существует. По данным узбекского президента, из 24 тыс. русских, покинувших Узбекистан в прошлом году, 8 тысяч вернулись обратно. Причем причину эмиграции Каримов видит не столько в обстоятельствах жизни в самом Узбекистане, сколько в усилении напряженности в регионе, связанной с возрастающей угрозой экстремизма.
Помимо совместного заявления президенты двух стран подписали договор о сотрудничестве по пограничным вопросам. Кроме того, в присутствии глав государств был подписан целый ряд совместных документов, в частности, соглашение о межправительственной комиссии, соглашение о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле, протокол об обмене грамотами о ратификации Договора о дальнейшем углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической областях от 11 декабря 1999 года. Кроме того, в рамках визита были подписаны соглашения между государственными таможенными комитетами двух стран, а также протокол о сотрудничестве между министерствами культуры.
***
ТО, ЧТО второй государственный визит президента Узбекистана Ислама Каримова в Москву завершится успешно, ни у кого не вызывало сомнений. После избрания Владимира Путина президентом РФ российско-узбекистанские отношения развивались особенно активно. Руководители двух стран явно симпатизируют друг другу. Кроме того, многие обстоятельства, в частности, борьба с международным терроризмом и религиозным экстремизмом, ситуация в Афганистане, вынуждают Москву и Ташкент объединить свои усилия. И, наконец, национальные интересы обеих стран совпадают. Сегодня практически нет такой проблемы, которая могла бы сделать Россию и Узбекистан противниками.
Отмеченные обстоятельства и предопределили исход состоявшейся вчера в Кремле встречи двух президентов. Перед началом российско-узбекистанских переговоров в расширенном составе Владимир Путин заявил, что в ходе его встречи с Исламом Каримовым особое внимание было уделено обстановке в Центральной Азии. При этом российский руководитель отметил, что оба президента исходят из того, что нет необходимости нагнетать ситуацию, но надо "быть готовым к любому ее развитию".
Эксперты констатируют начало "периода потепления" в российско-узбекистанских отношениях. Судя по всему, Ташкент и Москва всерьез настроены на стратегическое партнерство. Только по итогам первого квартала 2001 г., товарооборот между странами по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос почти на 30%. Сегодня в Узбекистане работают 520 совместных российско-узбекских предприятий, российских фирм и компаний. И тенденция продолжает развиваться.
По итогам переговоров было подписано 10 межгосударственных соглашений, которые дополнят юридическую базу взаимоотношений двух стран.
***
ХОТЯ военная тематика не была доминирующей на состоявшихся вчера переговорах Ислама Каримова и Владимира Путина, общий тон контактов узбекского и российского лидеров в той или иной мере касался именно вопросов обороны и безопасности. Эта проблематика нашла отражение в большинстве рассмотренных документов. Причем подписанные президентами Договор между Россией и Узбекистаном о сотрудничестве по пограничным вопросам и протокол об обмене грамотами о ратификации Договора о дальнейшем углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической областях от 11 декабря 1998 г. затронули военную тему напрямую.
Однако говорить о беспроблемности в двусторонних отношениях в оборонной сфере пока не приходится. Как передают узбекские источники, Ташкент по-прежнему недоволен тем, что поставки российского вооружения затягиваются. Узбекистан в настоящее время крайне нуждается в стрелковом оружии (автоматах, снайперских винтовках, крупнокалиберных пулеметах) и артиллерийских системах - в основном минометах и ракетных системах залпового огня, которые эффективны при применении в горной местности и "зеленке". Нужны узбекской армии и современные средства связи, ночные прицелы, радиолокационные станции и т.п. Часть этой продукции может быть поставлена со складов Российской армии, часть - с предприятий оборонки. Почему поставки затягивались, тоже не секрет: стороны не могли договориться о формах оплаты. При этом долги Ташкента Москве составляют более 600 млн. долл.
Теперь решено, что Узбекистан за оружие расплатится хлопком, газом, фруктами и овощами. Последние предполагают прямые поставки в Москву по ценам на треть ниже мировых.
Однако по-прежнему остаются большие разногласия по проблеме формирования Международной авиастроительной компании "Ильюшин", в которую должны войти КБ "Ильюшин", Воронежский и Ташкентский авиационные заводы. Как известно, в ходе состоявшегося в апреле 2001 г. в Москве заседания российско-узбекистанской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству стороны лишь договорились разработать и утвердить схему создания международного авиационного концерна. Между тем потребность военно-транспортной авиации ВВС РФ в модифицированных самолетах Ил-76МФ составляет несколько сот единиц. Узбекистанские авиаторы предлагают производить их с иностранными, более экономичными двигателями, что полностью неприемлемо для России, так как нарушается принцип независимости оборонно-промышленного комплекса страны.
Узбекистанские и российские авиаторы могли бы производить и гражданские самолеты, на которые есть спрос, однако их собирают пока в единичных экземплярах. При этом Ташкент закупает "Боинги" в США.
Тем не менее при всех существующих проблемах российско-узбекские отношения наполняются конкретным содержанием. Однако Ташкент по-прежнему отказывается от участия в коллективных органах Содружества.