НЕДАВНО Тбилиси в очередной раз посетил периодически наезжающий сюда главный экономический консультант президента, парламента и правительства Грузии Лешек Бальцерович. Отец польских реформ, внесший неоспоримый вклад в теорию и практику переходного периода в постсоциалистических странах, дал властям несколько ценных советов и заодно констатировал возрастание масштабов контрабанды и коррупции по сравнению с уровнем, зафиксированным в дни его предыдущего пребывания.
Визит Бальцеровича проходил на фоне обсуждения причин, в очередной раз приведших к невыполнению запланированных показателей государственного бюджета. Господин Бальцерович уехал, а серьезные проблемы остались, вынуждая искать виновников неудач. Поиск проходил нервно: на совещании у государственного министра Георгия Арсенишвили произошел из ряда вон выходящий инцидент: после долгих препирательств министр финансов Зураб Ногаидели и помощник президента по вопросам экономических реформ Теймураз Басилия устроили потасовку. Драка стала отражением накопившегося взаимного недовольства, причем в данном случае личная неприязнь, выплеснувшаяся в столь острой форме, лишний раз засвидетельствовала тот факт, что во властной среде отсутствует единое понимание путей достижения весьма актуальных для государства и общества целей. Забота о собственном политическом будущем заставляет реформаторов в парламенте со всей решительностью напоминать руководству страны о том, кто именно должен стать основным объектом борьбы с коррупцией. Совершенно очевидно, что правящая партия, несмотря на провозглашенные конструктивные намерения, стала заложницей собственной непоследовательности, пожиная плоды своего неумелого управления. Население постоянно выражает протесты. Мнение о деятельности "Союза граждан Грузии" - однозначно негативное. "Союз граждан", надо сказать, состоит в какой-то своей части из людей с криминальной логикой поведения, немалая часть которых - после политической бури периода гражданской войны в начале 1990-х гг. - вышла из временного затворничества и постепенно вписалась в ряды апологетов нового демократического движения. Поэтому команда спикера Зураба Жвания и министра юстиции Михаила Саакашвили - а каждый из них, как утверждают политики из оппозиции, не прочь повести борьбу за пост президента - спешит смыть с себя недобрую репутацию "Союза граждан", партии, с которой сегодня у многих ассоциируется незавидное положение страны.
Одна из таких попыток в эти дни вызвала громкий политический скандал. В статье, опубликованной в газете "Вашингтон пост", приведены высказывания председателя парламентского комитета по экономическим вопросам Вано Мерабишвили. "В Грузии, если вы не родственник президента, вести успешный бизнес невозможно", - заявил парламентарий. Мерабишвили отметил также, что "президент устал". "В настоящее время он и слышать не хочет о реформах, - продолжил глава комитета. - Когда он заявляет, что борется с коррупцией и является сторонником реформ, то говорит об этом лишь для сохранения поддержки со стороны Запада. Сейчас я могу сказать, что у президента в настоящее время совершенно отсутствует политическая воля к тому, чтобы изменить что-либо в лучшую сторону". В статье сказано и о других не самых приятных для президента особенностях ситуации в Грузии.
Скандальное заявление Мерабишвили в политических кругах было воспринято по-разному. Одни осудили его за то, что он вынес сор из избы, и заявили о нарушении норм партийной и политической этики. Другие представители парламентского большинства сохранили спокойствие, а еще несколько известных политиков из правящей партии, молодых и решительных, высказались в том смысле, что правде следует смотреть в глаза. Сам Эдуард Шеварднадзе был явно раздосадован, но от резких заявлений воздержался: "Они еще молоды и не знают пока, что такое настоящие реформы, поэтому я на них не в обиде". Михаил Саакашвили, когда все вокруг заговорили о том, какое наказание будет придумано для Мерабишвили, дал понять, что друзья его в обиду не дадут. Поддержал Мерабишвили и глава парламентского комитета по юридическим вопросам Коба Давиташвили.
Оппозиция усмотрела в происходящем еще один очевидный признак глубокого раскола в правящей партии и призвала ее поскорее сложить полномочия, руководствуясь здравым смыслом и конституционно-правовыми нормами.
Тем временем вопреки некоторым ожиданиям Эдуард Шеварднадзе не стал объявлять о своем уходе с поста председателя правящей партии. Ранее он предупреждал о возможности своего ухода с поста лидера "Союза граждан", давая понять, что его молодые соратники, у всех на глазах превращающиеся в его же оппонентов, могут лишиться высокого покровительства. Сегодняшняя ситуация такова, что на судьбу борцов против коррупции готовы негативно повлиять многие из тех влиятельных лиц, которым явно неуютно почти ежедневно выслушивать угрозы неминуемого разоблачения. Саакашвили требует выявить и наказать виновников народных несчастий, президент же не хотел бы революционного развития событий, считая реформы делом эволюционного характера. Однако новые уступки Шеварднадзе - в ответ на настойчивые требования убрать из структур власти коррумпированных персон - оказались в эти дни довольно любопытными. Они связаны с выраженной им готовностью внести серьезные изменения в систему исполнительной власти. На заседании Главного совета "Союза граждан Грузии", который собрался для обсуждения возможности преодоления кризиса в правящей партии и парламентском большинстве, Шеварднадзе предложил преобразовать правительство в кабинет министров как более эффективный рычаг для оптимизации процесса буксующих экономических реформ. Президентская республика будет сохранена, с чем реформаторская команда согласна. Новое правительство скорее всего будет сформировано осенью, если власти примут решение о досрочных парламентских выборах. Состав правительства будет формироваться в зависимости от их исхода. В любом случае предстоит основательная парламентская дискуссия и тщательная работа для внесения в Конституцию Грузии ряда обязательных изменений и дополнений. Как считает Шеварднадзе, ситуация созрела для такого новшества. Но этот шаг, способный привнести в работу будущего правительства больше ответственности и прагматизма, а также установить оптимальный баланс между ветвями власти, вряд ли вынудит нынешних министров уйти в отставку в полном составе. Во всяком случае, президент, судя по его высказываниям, хотел бы многих из них сохранить. Премьер-министр будет предлагаться президентом и утверждаться парламентом.
Известно, кстати, что, прежде чем договориться с членами своей партии обо всех этих изменениях, призванных оздоровить нынешнее положение, Шеварднадзе срочно принял прилетевшего из Тегерана Жвания и беседовал с ним более четырех часов. Разумеется, по этой проблематике еще предстоят серьезные дискуссии, но в качестве наиболее вероятных кандидатур на пост премьера называются пока имена Зураба Жвания и министра иностранных дел Ираклия Менагаришвили. Принципиальная сторона договоренности состоит в том, что правительство станет коллегиальным органом с более высоким уровнем ответственности, а премьер-министр получит возможность для самостоятельных решений. Неизмеримо возрастет и контроль парламента над правительством. И хотя права президента в смысле влияния на кабинет министров будут явно ограничены, у него сохранится право на роспуск парламента в условиях острого кризиса власти. В особых случаях президент оставляет за собой право председательствовать на заседаниях правительства. Эдуард Шеварднадзе признал, что ему сложно было одновременно руководить страной, вести работу правительства и думать о перспективных решениях. По его словам, это был достаточно тяжелый груз.
Таким образом, уже к концу нынешнего года станет ясно, какое правительство получит страна и каким курсом она будет следовать в ближайшие пять лет. Очевидно одно: в многолетней политической биографии Эдуарда Шеварднадзе начинает просматриваться финал.
Тбилиси