РЕЗУЛЬТАТЫ недавнего визита таджикского президента Эмомали Рахмонова в Москву не заставили себя долго ждать. Через несколько дней подразделения российских пограничников на направлениях московского, пянджского, калаихумбского отрядов были доукомплектованы за счет резерва директора ФПС РФ. По словам руководителя пресс-службы российских погранвойск в Таджикистане полковника Александра Кондратьева, "такие меры предприняты в связи с возможным обострением обстановки на границе и в соседнем Афганистане в весенне-летний период". Дополнительные меры по усилению границы с Афганистаном вызваны также и рядом других факторов, связанных с эскалацией военных действий в сопредельной стране между формированиями Северного альянса и движения "Талибан", активизацией деятельности наркоторговцев.
Впрочем, сегодня официальный Душанбе ощущает поддержку не только со стороны традиционного союзника. "НГ" уже писала о пребывании в Таджикистане группы военных представителей Евросоюза, на месте изучавших возможности расширения помощи со стороны европейских стран в укреплении местных структур безопасности.
Практически одновременно с военными из Европы в Душанбе побывал и специальный советник госсекретаря США по делам новых независимых государств Джон Байрли. В ходе его встречи с президентом Рахмоновым основное внимание стороны также уделили афганской тематике. При этом подчеркивалось, что исходящая сегодня из Афганистана угроза представляет собой значительную опасность для всего Центрально-Азиатского региона. Президент Рахмонов заручился обещанием американского дипломата оказать помощь Душанбе в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и способствовать успешному проведению токийской консультативной встречи стран-доноров по экономическому развитию Таджикистана.
Однако на фоне несомненного улучшения внешнеполитической ситуации внутренняя обстановка в стране продолжает осложняться. После убийства первого замминистра МВД генерала Хабиба Сангинова, являвшегося представителем бывшей оппозиции в силовых структурах республики, было начато следствие. Расследование привело в район Кафарнихона, где живет первый вице-премьер таджикского правительства, некогда основной оппонент президента Рахмонова Ходжи Акбар Тураджонзода. Однако попытки работников МВД проникнуть на территорию кишлака Туркобад, где были замечены автомобили с номерами, похожими на те, которые фигурируют в оперативных материалах следствия, были пресечены местной добровольной дружиной. В конечном итоге трое офицеров МВД были убиты, а один по сей день остается в заложниках. Одновременно при невыясненных пока обстоятельствах в Туркобаде от взрыва гранаты или мины погибли трое детей и несколько были ранены. Местные жители склонны трактовать это как направленную против них провокацию. Они готовились к акциям протеста, однако пока отказались от этой мысли, как считают некоторые источники, по настоятельному совету своего лидера и земляка Тураджонзода. Тем не менее никто пока не берется предсказать, как будет развиваться ситуация.
В свете нарастания угрозы со стороны Афганистана, усиливающейся нестабильности в отдельных районах самого Таджикистана, активизации стран региона, стремящихся в оставшееся до лета время укрепить свои границы, становится очевидно, что геостратегическое равновесие в регионе может быть нарушено в любой момент. Нет также сомнений, что как талибы, так и наркомафия попытаются использовать это обстоятельство в собственных целях.