СЕГОДНЯ обстановка в Таджикистане очень беспокоит многих. Гражданская война, начавшаяся в 1992г., формально закончилась в июне 1997г. после подписания в Москве соглашения между лидерами Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) и правительством Таджикистана. Как известно, в вооруженных отрядах ОТО участвовали не только таджики, но и бандиты всех мастей и национальностей, в том числе из соседних государств. При этом ОТО оказывали военную помощь некоторые афганские группировки, в частности отряды Ахмад Шаха Масуда, а также боевики из государств Центральной Азии, в том числе из Ферганской долины. Как ни странно, уголовные элементы, разыскиваемые правоохранительными органами соседних государств, нашли общий язык с лидерами тогдашней ОТО и полевыми командирами таджикской оппозиции. Лидеры ОТО приютили у себя также и будущих активистов так называемого Исламского движения Узбекистана (ИДУ), которые надеялись, что, набравшись боевого опыта в Таджикистане, они смогут применить его для достижения своих целей и в Узбекистане. В частности, Джума Ходжиев (Намангани) и Тахир Юлдашев, которые в Таджикистане воевали против правительственных сил, под покровительством Саида Абдулло Нури создали в этой республике экстремистскую организацию Исламское движение Узбекистана. Члены ИДУ фактически представляли собой интернациональные бандформирования ОТО. После того как было провозглашено примирение между ОТО и правительством Таджикистана с выделением исламистам 30-процентной квоты в составе правительства республики, ряд лидеров оппозиции (Ходжи Акбар Тураджонзода, Мирзо Зиеев, Сангинов, Атхамов, Искандаров и другие) получили посты министров и их заместителей.
В действительности лидеры бывшей ОТО никогда не отказывались от идеи захвата власти и установления в республике исламского режима. Не секрет, что сегодня не все группы бывшей ОТО разоружены. Они, по сути, контролируют ряд восточных регионов Таджикистана. Так, бывший полевой командир Мирзоев, патронируемый одним из лидеров бывшей ОТО, а ныне министром по чрезвычайным ситуациям Таджикистана Мирзо Зиеевым, контролирует часть Тавильдаринского района, а другие полевые командиры, Рахимов и Ибрагимов, - Дарбандский и Таджикабадский районы республики соответственно. Одним из не разоружившихся бандформирований являлась группировка Юлдашева-Ходжиева, на базе которой и возникло ИДУ. Лидер бывшей ОТО Нури назвал Джуму Ходжиева (Намангани) своим приемным сыном.
Возникает логичный вопрос: если бы лидеры бывшей оппозиции не создавали никаких условий для ИДУ в Кафарнихонском районе и Гармской зоне Таджикистана, то на какие средства "приемный сын" Абдуллы Нури Ходжиев и его группировка смогли бы существовать и хорошо вооружаться? Для многих в Центральной Азии очевидно, что если президент Таджикистана Эмомали Рахмонов вступит в конфронтацию с де-юре распущенной, но де-факто существующей ОТО, то национальному примирению в Таджикистане может придти конец.