КО ВСЕМ политико-экономическим коллизиям на Украине добавилась еще одна. Не исключено, что сегодня будет инициирован вопрос о досрочном роспуске Харьковского городского совета. Именно на этом настаивает прокурор области г-н Кривобок в своем обращении на имя мэра города. Причина - нежелание городских депутатов исполнить решение Фрунзенского районного суда Харькова об отмене решения сессии прошлого созыва, принятого в декабре 1996 г. Тогда депутаты, руководствуясь Конституцией Украины и действующим до сих пор Законом УССР "О языках в Украинской ССР", приняли решение о том, что местным органам самоуправления, а также предприятиям, учреждениям и организациям, являющимся городской коммунальной собственностью, при ведении делопроизводства, подготовке документов и других информационных носителей (вывески, реклама и т.п.) наряду с государственным языком можно использовать и русский язык.
Логика подобного решения вроде бы вне обсуждения. Харьков - традиционно русскоязычный город, и практически все население почти полуторамиллионного полиса говорит именно на русском языке. Однако это решение стало предметом 22 судебных заседаний различных инстанций.
Первым в бой вступил бывший прокурор города, который в феврале 1997 г. вынес протест на решение сессии и потребовал его отмены. Протест был отклонен, однако стало ясно, что просто так определенные националистические круги это дело не оставят. Тем более что к 1997 г., когда в процесс включились представители Конгресса украинской интеллигенции - немногочисленной общественной организации, - уже имелась определенная поддержка в виде писем из соответствующих подразделений правительства и администрации президента, которые так или иначе изначально определяли дальнейшее развитие событий, несмотря на то что при принятии решения все нормы закона были соблюдены.
Депутат Харьковского городского совета Сергей Тимченко, который представлял интересы горсовета во всех судебных разбирательствах, сказал корреспонденту "НГ": "В этом деле изначально, безусловно, просматривалась определенная государственная политика, и после первых же судебных заседаний, когда еще рассматривалось дело по заявлению прокурора города, мы сразу поняли, что вряд ли суды вообще отважатся давать положительную правовую оценку нашему решению. Я видел это по поведению судей, я видел это по тому, как ставился вопрос. Достаточно сказать, что на одном из первых судов судья Золотарева не только запретила журналистам проводить видео- и аудиозапись, но и предупредила их о том, что они не имеют права делать записи в блокнотах, а также освещать этот процесс в прессе <...> После того как в процесс включились представители Конгресса украинской интеллигенции, в суде начали фигурировать в качестве доказательств письма чиновников президентской администрации, которые по всем процессуальным нормам доказательствами являться не могли, поскольку это было просто мнение конкретных чиновников, - суд их использовал именно в качестве доказательств, заявляя, что при таких доказательствах, конечно же, решение городского совета не может оставаться в силе. Таким образом, с самого начала было очевидно, что суды изначально действуют под прямым давлением и даже не скрывают этого..."
Последнюю точку в деле пока поставил в августе прошлого года заместитель председателя Верховного суда г-н Шевченко, который заявил, что горсовет превысил свои полномочия и посему депутаты обязаны выполнить решение Фрунзенского районного суда Харькова и отменить собственное решение. На последней сессии горсовета к мнению г-на Шевченко прислушались лишь три человека из 70 депутатов, проголосовав "за". После чего прокурор области и написал мэру о том, что горсовет пора распускать. Теперь по закону мэр должен обратиться в Верховную Раду, которая и принимает окончательное решение о дальнейшей судьбе непокорных депутатов. Правда, закон делает оговорку - мэр может и не поднимать вопрос о роспуске. Но в случае с Харьковским горсоветом вряд ли мэру удастся уйти от этого вопроса. Ибо губернатор Харьковской области Евгений Кушнарев (который, кстати, тоже может выступить с подобной инициативой) вслед за прокурором фактически обязал мэра Харькова Михаила Пилипчука принять соответствующие меры по исполнению закона о языках. Правда, как именно можно заставить депутатов голосовать с приемлемым для властей результатом, губернатор не расписал. Просто дал команду, подставив таким образом мэра под удар как со стороны депутатского корпуса, так и со стороны избирателей. С учетом того, что на Украине губернаторы назначаются президентом, это лишний раз подтверждает, что киевские власти крайне не заинтересованы в том, чтобы в Харькове (равно как еще в восьми городах востока и юга Украины) русский язык имел официальный статус. До недавнего времени любой окрик из Киева воспринимался на местах как необсуждаемое руководство к действию. Однако в нынешней ситуации, в которой оказалась Украина, харьковский прецедент может стать началом нового витка нестабильности и неповиновения командам из Киева. Причем не только на общественно-политическом, но и на местном законодательном уровне.
С учетом того, что меньше чем через год на Украине будут проводиться выборы в Верховную Раду и в местные советы, маловероятно, чтобы нынешние парламентарии (во всяком случае от Харькова) взялись за роспуск харьковского горсовета - их просто не поймет русскоязычный электорат. Кроме того, сегодня у парламента столько более серьезных проблем, что это опять же ставит под сомнение возможность включения данного вопроса в повестку дня в обозримом будущем, вплоть до новых выборов. Помимо этого разыгрывать столь выигрышную на выборах харьковскую карту пожелает ряд политических сил - в первую очередь коммунисты, которые уже заявили о пикетировании горсовета 27 апреля. И если большинство пикетов проводится в знак протеста, то в пятницу коммунисты выйдут с поддержкой.
Сторонники двуязычия приводят немало доводов в поддержку депутатов. В том числе ссылаются и на исторические мотивы. В качестве одного из примеров фигурирует и следующий документ.
"Харьковская городская управа.
Административный отдел.
9.03.42 г.
# 24/5-6
Ко всем районным бургомистрам г. Харькова
Вот уже почти четыре с половиной месяца прошло с того момента, когда могучим оружием непобедимой германской армии наш город был освобожден от жидовско-большевистской стаи угнетателей украинского народа.
Уже пятый месяц над свободным городом рядом с победоносным германским флагом реет наш родной желто-голубой украинский флаг как символ новой жизни, нового возрождения нашей матери-родины.
Но к великому сожалению и стыду для всех нас, украинцев, до сих пор остается кое-где позорное большевистское наследие.
С огромным стыдом для всех нас и с полностью понятным гневом украинского народа приходится слышать в некоторых местах, даже в районных управах, разговоры на русском языке со стороны чиновников, которые вроде бы стыдятся родного языка.
Позор за это тем, кто становится свободным гражданином освобожденной родины. Позор и не место с нами тем, кто избегает своего родного языка.
Мы этого не допустим, этого не должно быть.
Поэтому приказываю категорически запретить в дальнейшем любому из чиновников разговоры на русском языке в служебное время на рабочих местах.
Обербургомистр г. Харькова проф. Крамаренко О.И.
Помощник обербургомистра Кублицкий-Пиотих Л.Э.
16.03.42 г."
Но помимо исторических аспектов есть еще и страсбургский фактор. Вчера на очередной сессии ПАСЕ слушался украинский вопрос, и не исключено, что Украину исключат из Совета Европы. Аргументов в пользу этого решения много, в том числе и ситуация вокруг ратификации Верховной Радой Европейской Хартии региональных языков, которую Украина подписала при вступлении в СЕ в 1995 г. и обязалась ратифицировать в течение года. Однако процесс затянулся до конца 1999-го. После принятия закона о ее ратификации хартия действовала на Украине с января по июль 2000 г., а потом закон был отменен Конституционным судом по представлению группы парламентариев.
Депутат Верховной Рады от Харькова Владимир Алексеев в конце прошлого года обратился в Европейский суд по правам человека с жалобой на неправомочное решение КС Украины, который отменил Закон о ратификации хартии. Как заявил Владимир Алексеев корреспонденту "НГ", отменив решение парламента о ратификации хартии, Конституционный суд Украины лишил граждан страны ряда прав, гарантированных Европейской конвенцией по правам человека, что не может не стать предметом рассмотрения Европейского суда. Также г-н Алексеев не исключает, что проблема дератификации Хартии может стать весомым аргументом при принятии решения об исключении Украины из СЕ.
Помимо этого европейские парламентарии должны получить еще один документ - обращение депутатов Харьковского городского совета с протестом против действий властей и призывом обратить внимание Европы на ситуацию с языковой политикой, которая сложилась в Харькове.