ПОЖАЛУЙ, сегодня Узбекистан является одной из немногих республик СНГ, где макроэкономическая стабильность и экономический рост стали неотъемлемыми чертами проводимого в республике курса реформ. Так, за прошлый год валовой внутренний продукт вырос на 4%, объем промышленного производства увеличился на 6,4%, сельскохозяйственной продукции - на 3,2%. Причем такие успехи были достигнуты в условиях сильной засухи лета 2000 г., которая уничтожила значительную часть урожая не только в Узбекистане, но и в соседних странах Центральной Азии. Эти количественные показатели увязываются со сбалансированностью, структурными и качественными изменениями, происходящими в экономике. Подтверждением этому является и тот факт, что благодаря макроэкономической стабильности дефицит государственного бюджета не превысил одного процента ВВП, а денежная эмиссия по итогам года составила 9,4%, что значительно ниже прогнозируемого уровня. Это свидетельствует об устойчивости системы денежного обращения, что, в свою очередь, позволяет ускоренными темпами развивать отрасли, от которых зависит стабильность экономики и страны.
Очень важным фактором является укрепление финансового состояния предприятий. Принятые меры по финансовому оздоровлению предприятий позволили сократить просроченную дебиторскую задолженность на 41%, а просроченную кредиторскую - на 58%. Более чем в два раза, со 182 до 81, уменьшилось число предприятий с признаками банкротства, а число убыточных предприятий составило всего 139 из общего числа 169 тысяч.
Кроме того, впервые за последние годы в Узбекистане обеспечен прирост объема продукции, поставляемой на экспорт. По итогам 2000 г. получено положительное сальдо внешнеторгового оборота в размере 317,3 млн. долл. Известно, что для многих стран высокие цены на нефть на мировом рынке стали практически главным стимулятором их экономического роста и благополучия в 2000 г. Узбекистану же удалось, несмотря на продолжающуюся на мировом рынке неблагоприятную для него конъюнктуру цен на основные экспортируемые товары, не только сохранить на протяжении последних трех лет собственные золотовалютные резервы, но и обеспечить их рост. Естественно, это, в свою очередь, служит надежной базой для стабильности платежного баланса страны и роста надежности Узбекистана как внешнеэкономического партнера.
В последнее время в республике увеличились и масштабы разгосударствления и приватизации, что стимулирует развитие малого бизнеса и частного предпринимательства. Так, в 2000 г. было приватизировано 374 объекта вместо 167, намеченных по программе приватизации. На их базе создано 152 акционерных общества, 103 частных предприятия и 117 предприятий других форм собственности. На фондовом рынке реализованы акции, ранее принадлежавшие государству, на сумму более 6 млрд. сумов, или на 35% больше, чем в 1999 г. Почти на 13% увеличилась численность зарегистрированных малых и средних предприятий. Сегодня в Узбекистане на долю малых и средних предприятий, индивидуальных предпринимателей приходится около 21,6% производимого ВВП. За счет развития малого и среднего бизнеса в 2000г. создано 193 тыс. новых рабочих мест, что в 1,5 раза больше, чем в 1999г. При этом 99% новых рабочих мест создано на селе.
Практически полностью была реализована принятая на 2000г. инвестиционная программа. За счет всех источников финансирования инвестировано в экономику около 700 млрд. сумов и порядка 810 млн. долл. Причем свыше 55% всех инвестиций направлено на развитие производственных отраслей. Увеличился удельный вес инвестиций в легкую промышленность, транспорт и связь и т.д. В частности, введены в эксплуатацию СП "Хобас-ТАПО" по производству неметаллических труб, СП "Узсматана-сантехника" по производству сантехоборудования, цех по производству полиэтиленовых труб в Самаркандской области, производство азотно-фосфорных удобрений в Ташкентской области, СП "Олтин Дери" по производству кожаных изделий в Андижанской области, СП "Ишк" по производству ученических тетрадей, завод медицинских препаратов в г. Ташкенте и ряд других объектов.
Кроме того, завершается строительство, и в ближайшее время будут введены в эксплуатацию Шуртанский газохимический комплекс, целлюлозно-бумажная фабрика в г. Янгиюле, вагоноремонтный завод в г. Ташкенте, Ферганский завод фурановых соединений, ткацкая фабрика АО "Антекс" в Шахриханском районе, узбекско-американское СП "Каракуль текс" в Каракульском районе, АТС на 21 тыс. номеров в г. Андижане. Фактически завершены также и работы по сооружению новой железной дороги на участке Учкудук-Мискен протяженностью 226 км.
Все вышеперечисленные факты еще раз подтверждают правильность узбекской модели развития экономики, предложенной президентом Узбекистана Исламом Каримовым в начале 1990-х гг., когда практически все республики СНГ под диктовку МВФ начали процесс либерализации своей экономики путем "шоковой терапии". Сегодня многие из этих республик, пожалуй, кроме России и Туркмении, которые в дальнейшем отказались плясать под дудку Международного валютного фонда, очутились в состоянии экономического коллапса. За этот же период Узбекистан добился ощутимых экономических успехов, а деятельность самого МВФ начинает вызывать определенную раздраженность у многих ведущих мировых держав, что делает достаточно мрачной перспективу существования фонда, претендовавшего в свое время на роль главного экономического куратора бывших республик СССР.