ПОСЛЕ восьмилетнего пребывания Гейдара Алиева на посту президента Азербайджана с уверенностью можно сказать, что бог наградил этого деятеля немалой толикой политического лукавства. В 1993-1994 гг. Алиев разыграл с Москвой "карту СНГ", сделав Азербайджан членом Содружества. Тогда ожидалось, что взамен Россия поможет Баку решить карабахскую проблему в его пользу. С этой надеждой весной 1994 г. Алиев начал военную кампанию в Карабахе, которая закончилась полным разгромом азербайджанской армии, от чего она до сих пор не оправилась.
После этого Гейдар Алиев начинает успешно разыгрывать нефтяную карту, играя на противоречии интересов России, США и ведущих европейских стран, которые стремились получить свою долю в "нефтяном пироге". После того, как в сентябре 1995 г. в Баку, во дворце "Гюлистан", Азербайджан подписал "контракт века" с ведущими мировыми нефтяными компаниями, страсти вокруг каспийской нефти начинают все больше накаляться. Достигнув желаемого политического эффекта, Азербайджан подписывает еще 20 аналогичных контрактов. Нефтяной блеф нужен был Алиеву для укрепления собственных позиций как во внутриполитической сфере, так и на международной арене. Экономическое положение ухудшалось день ото дня, но Гейдар Алиев убеждал свой народ в том, что надо потерпеть и как только нефтяные контракты станут приносить прибыли, населению Азербайджана жить станет легче. Та ложь просуществовала три года. В марте 1999 г. международные консорциумы, созданные для реализации нефтяных проектов Баку, начали распадаться. Первым был ликвидирован международный консорциум по месторождению "Карабах", специалисты которого так и не нашли здесь необходимого количества нефти. Вскоре выяснилось, что необходимого объема нефти нет и на других месторождениях, расположенных на каспийском шельфе Азербайджана.
Казалось, что после этого положение алиевского режима окажется в безвыходном положении. Заменить нефтяную карту на что-нибудь новое было очень трудно. Надо было успокоить население страны, рассказать очередную сказку о будущей райской жизни и сохранить международное лицо своего режима.
В новую политическую игру хорошо вписывался проект по созданию транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия, получивший название ТРАСЕКА. Этот проект помог Алиеву вновь укрепить свое положение на международной арене, где возросла геополитическая значимость Азербайджана. Одновременно улучшилось и положение Алиева в самой республике. Он даже однажды заявил: "Если у Азербайджана нет огромного количества нефти, как это утверждают наши враги, то мы можем хорошо жить даже без нефти. Вот построят транспортный коридор ТРАСЕКА через Азербайджан, и мы будем получать свою солидную долю за прохождение грузов через нашу территорию. Прибыль от работы транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия обеспечит райскую жизнь и нам, и нашим потомкам".
Но следует учитывать, что без разрешения региональных конфликтов, прежде всего в Нагорном Карабахе и Абхазии, невозможно обеспечить работу транспортного коридора через Азербайджан и Грузию. Поэтому Гейдаром Алиевым и президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе была разыграна теперь уже натовская карта. Однако политические игры вокруг натовских военных баз несравнимы по значимости с нефтяным блефом. НАТО по целому ряду причин просто не захочет принять Грузию и Азербайджан в свой состав, тем более что это вовлечет альянс в конфликты в Абхазии и Нагорном Карабахе. Таким образом, это также бесперспективно. Поэтому азербайджанский лидер выбрал совершенно другую тактику. Для своих дальнейших геополитических игр он намерен использовать новую карту - "газовую". Что это означает?
Не ощущая прежней поддержки со стороны Запада, Алиев намерен вовлечь в свои геополитические игры региональные державы: Россию, Турцию и Иран. Раньше Баку подчеркнуто дистанцировался от Ирана, тем самым демонстрируя свою лояльность США, но сегодня режим понимает, что ему лучше дружить с недавними врагами.
К этому Алиева вынуждает и еще одно обстоятельство. В последнее время между Россией и Ираном сложилось хорошее взаимопонимание, и в любое время Москва и Тегеран могут объединиться против Азербайджана как в вопросе обеспечения региональной безопасности, так и в определении будущего статуса Каспийского моря.
Проанализируем "газовую" игру Азербайджана с Россией, Турцией и Ираном. Начнем с России. Азербайджан со своей игрой вокруг экспорта азербайджанского газа в Турцию хочет заманить или почти заманил Россию в "туркменский капкан". Как известно, между Москвой и Ашхабадом существуют разногласия вокруг цены на туркменский газ, поставляемый в Россию. Россия предлагает 36 долларов за тысячу кубометров газа, а Туркмения требует 42 доллара. Поэтому Туркмения ищет обходные пути для экспорта своего газа на мировые рынки, минуя Россию. У Туркмении, кроме территории России, есть четыре варианта транспортировки голубого топлива. Первый вариант - трансазиатский маршрут, предусматривающий транспортировку газа в Китай, Корею и Японию. Но этот проект слишком дорогостоящий и требует согласования позиций всех заинтересованных стран. Поэтому он вряд ли будет реализован в обозримой перспективе.
Второй вариант - это трансафганский маршрут. Но для транспортировки туркменского газа через афганскую территорию в Пакистан, Индию и страны Индокитая необходимо установление мира в Афганистане и урегулирование конфликта между Пакистаном и Индией из-за Кашмира. Значит, и эта идея отпадает. Третий вариант - транспортировка туркменского газа на мировые рынки через территорию Ирана. Трансиранский маршрут выхода туркменского газа в Турцию и далее в Европу экономически самый выгодный. Но строительство трансиранского газопровода тормозится из-за позиции США.
Заметим, что именно под давлением Вашингтона Туркмения склоняется к варианту транспортировки своего газа через Каспийское море. Но и этот, четвертый вариант, альтернативный российскому маршруту, откладывается из-за разногласий между Азербайджаном и Туркменией вокруг принадлежности некоторых нефтяных месторождений на Каспии. Кроме того, Азербайджан неожиданно стал претендовать почти на половину будущего транскаспийского газопровода, что неприемлемо для Туркмении.
После того, как строительство транскаспийского трубопровода было отложено, Туркмения вновь была вынуждена возобновить транспортировку своего газа в Россию и на Украину через российскую территорию, причем по цене, устраивающей Россию. Таким образом, Азербайджан, саботируя строительство транскаспийского газопровода, помог России вернуть Туркмению под свой контроль. Кроме того, Азербайджан намерен построить новый трубопровод на своей территории для экспорта в Турцию газа с каспийских месторождений Шах-Дениз и Апшерон, что сделает бессмысленным строительство транскаспийского газопровода. Это означает, что в ближайшие годы именно благодаря политике Азербайджана Туркмения будет вынуждена экспортировать свой газ через территорию России и по условиям российской стороны. Взамен Москва стала поставлять Баку газ по умеренным ценам.
Роль Анкары в "газовой" интриге Азербайджана заключается в том, что Баку, поставляя газ в Турцию, должен уменьшить ее зависимость от российских поставок. 13 марта в Анкаре в ходе переговоров Гейдара Алиева с президентом Турции Ахмедом Неждетом Сезером было подписано межправительственное соглашение об экспорте азербайджанского газа, согласно которому в 2004 г. Турция закупит у Азербайджана 2 млрд. кубометров газа. Азербайджанский газ будет экспортироваться в Турцию в течение 15 лет в объеме 6,6 млрд. кубометров газа ежегодно.
Возникает вопрос: при чем здесь Иран? Роль Ирана заключается в том, что Азербайджан сам сегодня нуждается в импорте газа и намерен в дальнейшем закупать его не только у России. В этих условиях поставка азербайджанского газа в Турцию с месторождения Шах-Дениз носит политический характер и необходима, как уже сказано, для уменьшения зависимости Анкары от российского газа.