ПЕРЕД отлетом в Москву президент Молдавии Владимир Воронин и глава внешнеполитического ведомства Николай Черномаз дали интервью зарубежным СМИ. Первый - государственному телеканалу Белоруссии, второй - японскому информационному агентству Киодо Цусин. Черномаз, не раз бывавший в России, заверил японцев, что Кишинев намерен расширять отношения с Москвой, и назвал первейшей задачей подписание с Россией всеобъемлющего политического договора. Воронин же, отправившийся в Москву со своим первым государственным визитом, сказал, что отношения Кишинева с Союзом России и Белоруссии Молдавия рассматривает как приоритетные - правда, только в рамках СНГ.
То, что тема присоединения Молдавии к российско-белорусскому союзу не выйдет за рамки предвыборной риторики, Владимир Воронин дал понять, как только его лайнер приземлился во "Внуково-2", где президента ждал первый заместитель главы российского внешнеполитического ведомства Вячеслав Трубников. Президент Молдавии заявил, что вопрос о присоединении к Союзу на встречах с высшим российским руководством подниматься не будет. Президент мотивировал это тем, что идею подобной интеграции нужно детально изучить сначала в самой Молдавии, а это потребует времени.
Из аэропорта Владимир Воронин отправился к своему единомышленнику спикеру Госдумы Геннадию Селезневу, которому пожаловался на тяжелое наследство, доставшееся ему от Петра Лучинского. Проголосовав за коммунистов, граждане Молдавии, уставшие от ожидания "демократического рая", выразили "протест против минувшего десятилетия": предшественники коммунистов, стоявшие у руля власти, развалили молдавскую промышленность путем "грабительской приватизации", а сельское хозяйство - путем "бездумной аграрной политики".
На встречах практически со всеми российскими руководителями Владимир Воронин обсуждал две темы, которые, собственно, и считает своими основными задачами: приднестровское урегулирование и энергетические проблемы - поставки энергоресурсов, реструктуризация долга, транзит через молдавскую территорию экспортных поставок топлива в Европу. На встрече с Селезневым молдавский президент выразил готовность "придать ПМР любой статус с любым объемом полномочий, но в рамках единой Республики Молдова". Причем решение проблемы статуса Приднестровья Воронин увязал с заключением российско-молдавского базового договора. Кстати, еще в московском аэропорту президент Молдавии сказал, что решить приднестровскую проблему можно лишь путем восстановления всех утраченных за время политического кризиса связей и доверия, ведь сам конфликт возник искусственно, так же как и само разделение территории Молдавии по берегам Днестра.
Об урегулировании в Приднестровье речь шла и в Кремле на встрече президента Молдавии с российским коллегой. Путин и Воронин подписали совместное заявление, в котором высказались в пользу скорейшего и справедливого урегулирования проблемы. Лидеры РФ и Молдавии сошлись во мнении (и зафиксировали это в документе), что конфликт между Кишиневом и Тирасполем может быть разрешен только мирными средствами на основе уважения принципа суверенитета и территориальной целостности Молдавии и соблюдения международных стандартов в области прав человека.
При этом Владимир Путин сказал, что Москва не прочь выступить в качестве гаранта выполнения договоренностей по Приднестровью, которые, как он надеется, будут достигнуты в ближайшем будущем. Путин думает, что все заинтересованные в урегулировании стороны должны быть уверены, что это отвечает их законным интересам. Наверное, Воронин рассказал ему и о своей недавней встрече с лидером Приднестровья Игорем Смирновым, который уверен, что до прихода к власти в Молдавии коммунистов переговорному процессу мешало отношение Кишинева к Приднестровью, как к неравной стороне. Игорь Смирнов полагает, что экс-президент Петр Лучинский последний год своего правления вообще не занимался переговорным процессом - "он всегда имел очень хорошую нишу, куда мог спрятаться, мол, я согласен, а парламент - против". Теперь, надеется приднестровский лидер, все встанет на свои места, ведь контролируемый коммунистами молдавский парламент и "красный" президент не станут выступать с разных позиций.
Переговоры Владимира Воронина и Владимира Путина, как один на один, так и в расширенном составе, затянулись, и принимающая сторона пыталась перенести на второй день визита встречу молдавского президента с главой государственной комиссии по содействию урегулирования приднестровской проблемы Евгением Примаковым, ведь за ним в очереди стоял секретарь российского Совбеза Владимир Рушайло. Тем более что завтра Примаков сам должен лететь в Кишинев. Однако молдаване не захотели ломать график, поскольку программа сегодняшних встреч такая же насыщенная, как и вчерашних - переговоры с премьером Михаилом Касьяновым, с руководством "Газпрома", с министром внутренних дел Борисом Грызловым, директором ФСБ Николаем Патрушевым. Не случайно с Ворониным хотят встретиться все российские силовики, ведь молдавский президент пообещал активно сотрудничать со спецслужбами РФ в области экономической безопасности, борьбы с контрабандой и наркобизнесом, международным терроризмом и экстремизмом. Это даже было зафиксировано в совместном заявлении двух президентов, которые выразили озабоченность растущей угрозой международного терроризма и иных проявлений экстремизма, сепаратизма, расширения масштабов организованной преступности. Стороны договорились сотрудничать в противодействии этим явлениям как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях. Между тем совместное заявление касалось не только двустороннего сотрудничества. Президенты зафиксировали также общность подходов двух стран к формированию архитектуры многополярного демократического мироустройства, подтвердив ключевую роль Европы, и в частности ОБСЕ, в становлении "новой справедливой и демократической системы международных отношений".
Тем не менее, как сказал Воронин, "стратегические цели и задачи Молдавии сориентированы на Россию". Возможно, такое категоричное заявление вызвано несколько подпортившимися в последнее время отношениями с западным соседом - Румынией. На днях Бухарест заявил об ужесточении с 1 июля порядка въезда граждан Молдавии на румынскую территорию: теперь молдаванам нужен будет загранпаспорт. Свою жесткую позицию в Бухаресте объяснили необходимостью усиления безопасности границы. Это нужно румынам для вступления в Европейский союз.