- ВЫ НЕСКОЛЬКО часов назад прилетели в Москву. Проблем с визой не было?
- Я был в Москве в конце марта на переговорах по выводу баз. Тогда и получал визу, как нам сказали в Российском консульстве, многоразовую. Но впоследствии оказалась, что она одноразовая, поэтому пришлось ждать в аэропорту несколько часов. Теперь председатель Государственной Думы Геннадий Селезнев пригласил в Москву представителей экономического комитета и комитета по обороне и безопасности парламентской ассамблеи НАТО, чтобы обсудить вопросы перспективы отношений России с альянсом. Кроме того, я уже встретился с вице-спикером нижней палаты российского парламента Ириной Хакамадой и с первым заместителем думского комитета по обороне и безопасности Павлом Бурдюковым. Мы обсуждали проблемы сепаратизма, в частности в Абхазии и Южной Осетии, где он поощрялся и поощряется Россией. Тот же Басаев, поддерживаемый спецслужбами РФ, воевал бок о бок с абхазскими сепаратистами и регулярными частями Российской армии против Грузии.
- Опасаетесь ли вы сейчас проявления сепаратистских тенденций в Панкисском ущелье?
- Естественно. Там есть люди, которые подстрекают к этому, есть и ваххабиты. Гарантий сохранения стабильности там нет, но пока нет и прямой опасности начала в этом регионе конфликта. Однако мы не могли не допустить беженцев на свою территорию, поскольку не хотели способствовать уничтожению населения. Криминогенная ситуация в Панкисском ущелье, связанная в основном с распространением наркотиков в регионе, вызывает обеспокоенность в Тбилиси. В этом регионе силами внутренних войск Грузии усилены подразделения полиции. Несмотря на имеющиеся проблемы, в целом грузинское руководство держит ситуацию под своим контролем.
- Есть ли, по вашим данным, среди чеченских беженцев в Грузии боевики?
- Мы не можем этого отрицать. Однако кто является преступником, а кто нет, может решить только суд. Наличие проблемы мы признаем, но какой нам резон поддерживать людей, которые играли головами наших женщин после взятия Гагры и Сухуми? Сегодня те российские политики, которые упрекают Грузию в поддержке сепаратистов в Чечне, должны понять, что ни в эмоциональном, ни в прагматическом плане нам это невыгодно. Представляется, что, обвиняя Тбилиси, российское руководство пытается или списать на нас свои неудачи в Чечне, или втянуть Грузию в войну.
- Чем вообще вызвано ухудшение российско-грузинских отношений?
- Только одним - стремлением Грузии к национальной независимости. Грузия всегда пыталась обособиться, даже в Советском Союзе, чем могла, например, на футбольном поле, на театральной сцене, в кино. У нас был мотив сохранить грузинскую культуру, грузинскую нацию и дожить до того дня, когда Грузия снова станет независимой.
- Дожили?
- Да, нам не сладко, но не думаю, что от этого легче россиянам.
- Какие действия грузинского руководства спровоцировали Россию на введение визового режима?
- Москва хотела наказать Грузию, чтобы до нее дошло, что играть с Россией чревато последствиями. А мы не играем. Мы хотим, чтобы в России поняли, что возврат к империи невозможен. Зачем путем создания для Грузии проблем добиваться дружбы с ней?
- Да Россия вроде особенно и не добивается┘
- Зачем тогда Россия добивается вражды, ей ведь невыгодно иметь врага на южном фланге? Я думаю политика, проводимая в этом плане российским руководством, - абсолютно антироссийская. Почему, например, в России думают, что решение о прокладке трубопровода через Грузию направлено против России?
- Наверное, потому, что Баку-Тбилиси-Джейхан - нерентабельный, чисто политический проект┘
- Да, это политический проект для стабильности и безопасности Грузии! Почему обеспечение безопасности Грузии раздражает Россию? Это инерция имперских отношений с малыми государствами. В результате этой политики Россия может добиться создания пояса нестабильности вокруг себя. Почему Россию раздражает, что Грузия пытается освободиться от ее военных баз? Учитывая, что расширение НАТО вызывает у Москвы идиосинкразию, президент Эдуард Шеварднадзе заявил о нейтралитете. Вместе с тем с военной точки зрения для России абсолютно бессмысленно иметь военные базы в Грузии: они выполняют лишь политическую роль, являясь при этом очагами для возможной дестабилизации на территории Грузии. Например, в Ахалкалаки армянское население пытаются убедить, что после вывода российский войск Грузия введет сюда турецкие. И в Тбилиси, и в Москве понимают, что это - полнейшая чушь, но такими заявлениями граждан можно провоцировать на неадекватные действия. Провокаторы пытаются вбить клин между Грузией и Арменией, подстрекая сепаратистские и радикальные элементы в армянской диаспоре. Если Россия рассматривает Грузию как опору и друга, зачем силком удерживать здесь военные базы? Если Москва хочет иметь надежного партнера на Кавказе, это можно сделать цивилизованным путем, а не старыми методами. Чем интенсивнее давить на Грузию, тем больше она будет смотреть на Запад.
- А ее там вообще-то ждут?
- На Западе вообще никого не ждут. Туда нужно врываться. Сейчас мы просто пытаемся встать на ноги. И нам помогают, конечно, небескорыстно. Но нас устраивает, когда США ежегодно оказывают нам прямую финансовую помощь на сумму более 100 миллионов долларов. Не говоря уже о косвенной поддержке - подготовка наших специалистов, ученых, гранты. Грузии помогают ЕС, Турция, Греция, Великобритания, Германия, даже Украина. Почему Россия не помогает? Вспомнить хотя бы распри вокруг раздела Черноморского флота. В Москве заняли жесткую позицию - ничего вам не дадим. Естественно, после этого мы стали еще пристальнее смотреть на Запад, а Россия от этого еще больше раздражается. Это замкнутый круг какой-то! Мы готовы учитывать российские интересы на Кавказе, лишь бы они не ущемляли наших.
Говоря о поддержке Москвой сепаратистов, я имею в виду не "некоторые силы", а именно официальное руководство. В конце марта в Нью-Йорке в Совете безопасности ООН российские представители наложили вето на документ, разработанный экспертами ООН, речь в котором идет о статусе Абхазии в составе Грузии. Россия, на словах признавая территориальную целостность Грузии, на деле демонстрирует обратное. Об этом свидетельствует и введение льготного визового режима для Абхазии и Южной Осетии или, например, тот факт, что стараясь ускоренными темпами давать российское гражданство гражданам Грузии, проживающим в Абхазии, Россия фактически аннексирует грузинские территории. Об этом же говорит и присутствие российских миротворцев в зоне конфликта. Если мы поставим вопрос о выводе миротворцев, Россия начнет сама провоцировать там конфликт, чтобы доказать всему миру, что здесь без нее не обойтись. Сейчас миротворцы занимаются только тем, что фиксируют границу между Абхазией и остальной частью Грузии, за годы присутствия там "голубых касок" погибло более тысячи мирных граждан. Единственная функция миротворцев - лишний раз подчеркивать, что там хозяин - Россия.
- Пророчат, если они уйдут, начнется кровопролитие┘
- Если Россия перестанет поддерживать сепаратизм в Абхазии, никакого силового решения проблемы со стороны Грузии не потребуется. Половина абхазов - а их всего максимум 100 тысяч - уехали из Абхазии. Часть - в другие регионы Грузии, часть - в Россию. Все они уже сыты по горло игрой в сепаратизм. Клан Ардзинбы сидит как пиявка на теле Абхазии, пользуясь военной, финансовой, экономической поддержкой России. В этом регионе продолжает действовать рублевая зона, российские банки имеют там филиалы.
- Возможно ли, по-вашему, урегулирование грузино-абхазского конфликта экономическими методами?
- Мы предлагали заняться восстановлением железной дороги через Абхазию, предлагали России продавать газ и электроэнергию в Турцию через территорию Абхазии. Но, очевидно, все это будет возможно только после урегулирования абхазской проблемы. Мы хотим, чтобы жители Абхазии держали в руках не автоматы, а чековые книжки.
- Как вы относитесь к появлению Бадри Патаркацишвили на политической арене Грузии?
- Думаю, что все люди, с прагматических позиций смотрящие на вещи, бизнесмены должны подключиться к налаживанию контактов между Москвой и Тбилиси. Если уж политики встают в позу обиженных детей, путь налаживанием отношений займется тот, кто имеет конкретный экономический интерес. Правда, этот интерес должен совпадать с интересами обоих наших государств.
- Его поездку в Индию вместе с бывшим послом Грузии в РФ Важей Лордкипанидзе некоторые расценили как попытку "раскрутки" кандидатуры последнего на президентский пост┘
- Важа Лордкипанидзе возглавляет сейчас один из факультетов Тбилисского государственного университета. Действительно, недавно он побывал в Индии и других странах при поддержке Бадри Патаркацишвили, который финансировал экспедицию, перевозившую на родину мощи святой царицы Кетеван. Правда, мощи они найти не смогли, но чисто символически привезли землю с того места, где они были захоронены. Пока Важа Лордкипанидзе не проявляет большой политической активности, но потенциально может войти в какую-либо партию или создать новую коалицию, которая, давайте говорить прямо, тоже будет под крылом Шеварднадзе.
- Каков, на ваш взгляд, сейчас расклад политических сил в Грузии? В последнее время много говорят о недавно появившейся партии "Грузинская виноградная лоза с Россией".
- Новая партия - это еще одно проявление ностальгии в кругах грузинской и российской интеллигенции. Однако большинство населения Грузии прекрасно понимает, что возврата назад нет. Нет альтернативы курсу правящей партии, которую возглавляет Эдуард Шеварднадзе. В Союз граждан Грузии входят такие политические деятели, как спикер парламента Зураб Жвания, который нами воспринимается как одна из самых серьезных кандидатур на президентский пост в ходе выборов главы государства, предстоящих в 2005 году. Между тем сейчас на политическую арену снова выходят праворадикальные объединения, такие как звиадисты, которые даже меня и моих коллег называют агентами России. Если же говорить о настоящей оппозиции, это председатель Верховного совета Аджарии Аслан Абашидзе, стоящий во главе партии "Возрождение", а также правые, которые сейчас входят в блок с "Возрождением" - традиционалисты. Кстати, на днях они выступили с инициативой выхода Грузии из СНГ. Однако мы считаем, что Грузии членство в Содружестве выгодно, ведь в него входят дружественные нам Азербайджан, Узбекистан, Украина, Молдавия. СНГ - это лишний повод встречаться и налаживать контакты, предусматривающие равенство и уважение суверенитета, но он не должен стать попыткой к возрождению СССР. Я, например, считаю, что России выгодно развивать контакты с Белоруссией, но не выгодно объединяться с ней в политический союз. Думаю, этот союз не состоится - это все игры. Грузия в такие игры играть не хочет. Давайте сразу перейдем к делу и будем сотрудничать на основе взаимных интересов.
- Некоторые называют вас и ваших соратников - "молодых реформаторов" - проводниками идей наиболее реакционных кругов Запада. Насколько это соответствует действительности?
- Мне кажется, эти слухи подогреваются теми людьми, которые рассчитывают на поддержку определенных слоев российского населения, напичканного негативной информацией о Грузии. Сейчас в России модно, популярно, выгодно бранить Грузию. Сила власти не в том, чтобы говорить, что народ хочет услышать, а в том, чтобы принимать пусть непопулярные решения, но те, которые в будущем дадут результат. Не нужно верить словам, нужно верить интересам своего партнера. Можно сесть за стол и все просчитать, а не заниматься политиканством. Сейчас и в Грузии, и в России есть люди, которые на это способны.