0
931
Газета СНГ Интернет-версия

13.04.2001 00:00:00

Каспий делят по осени

Тэги: туркмения, россия, каспий, статус, иран


КАСПИЙСКИЙ саммит, запланированный первоначально на март, а затем перенесенный по просьбе иранского президента на середину апреля, вероятнее всего, пройдет осенью текущего года. Во всяком случае, такое решение приняли во время телефонного разговора инициатор проведения встречи глав прикаспийских государств, туркменский лидер Сапармурат Ниязов и президент России Владимир Путин. Официальная причина переноса: руководители двух стран пришли к единому мнению о необходимости продлить подготовительный период к саммиту с тем, чтобы провести его осенью с более весомыми результатами. Как сказал на заседании правительства президент Туркмении, "это решение обусловлено признанной всеми необходимостью гарантировать максимальную конструктивность предстоящего важного разговора".

Тем не менее, по некоторым данным, перенос саммита оказался неожиданностью даже для спецпредставителя президента РФ по Каспию, замминистра иностранных дел России Виктора Калюжного, узнавшего о беседе Путина с Ниязовым только из сообщений СМИ, находясь в Тегеране. Не случайно он отменил проведение своей пресс-конференции, назначенной на начало текущей недели. А министр иностранных дел Казахстана так и вовсе продолжал рассуждать о том, состоится саммит или нет, в тот момент, когда пресса уже вовсю комментировала изменение его сроков. Что касается олимпийского спокойствия Баку по данному поводу, то складывается впечатление, будто азербайджанский президент и не очень-то планировал вернуться из США к дате саммита.

Многие наблюдатели считают решение двух президентов единственно возможным, пусть и на время, выходом из сложившейся в переговорном процессе по Каспию непростой ситуации. Дело в том, что челночная дипломатия Виктора Калюжного пока не привела к реальному сближению позиций "каспийской пятерки". Да, есть определенный прогресс в "перетягивании" на российско-казахстанскую сторону Азербайджана, вроде бы соглашающегося на предложенный Москвой и Астаной раздел дна моря при сохранении в общем пользовании толщи воды, что позволит оставить Каспий свободным для судоходства. Очевидна и реальная готовность Ашхабада к компромиссам для достижения консенсуса. Косвенным подтверждением чему может служить то, что после переговоров с туркменским лидером делегации российского МИДа, куда входил и господин Калюжный, ни он, ни первый замминистра Вячеслав Трубников не стали давать никаких интервью. Из чего местные аналитики сделали вывод о том, что российские дипломаты неосторожным словом боятся испортить диалог, видимо, повернувшийся в нужном Москве направлении.

Однако все эти подвижки перечеркиваются "непробиваемой" позицией Ирана, который по-прежнему настаивает на разделе Каспия по принципу равных долей и требует для себя 20% моря. До определения нового международно-правового статуса, считают в Тегеране, на море должны действовать советско-иранские соглашения 1924 и 1940 годов, а все действия вновь образовавшихся независимых государств по освоению Каспия считаются незаконными. Пока можно говорить о том, что усилия Москвы, стремившейся "разменять" оживление военно-технического сотрудничества с Ираном на смягчение последним своих каспийских позиций, не увенчались успехом. Думается, россиянам вряд ли следует рассчитывать в этом смысле на изменения к лучшему и в ближайшем будущем, если учесть последнее обострение внутриполитической ситуации в Иране, где президент-реформатор Мохаммад Хатами испытывает серьезный прессинг со стороны консервативных сил.

Еще один серьезный "подводный камень" на пути к новому юридическому статусу Каспия - спор Баку и Ашхабада относительно принадлежности ряда месторождений в центральной части моря. На прошлой неделе правительство Туркменистана объявило о намерении в ближайшее время заключить контракты с европейскими и американскими компаниями на освоение некоторых нефтегазоносных блоков в туркменском секторе Каспия. В числе таких блоков был назван и Сердар, претензии на который со стороны Азербайджана стали несколько лет назад причиной серьезного скандала, когда Россия вынуждена была под давлением Ашхабада и объективных обстоятельств (месторождение расположено на целых 80 км ближе к туркменскому берегу, чем к азербайджанскому) денонсировать уже заключенное соглашение с участием "Роснефти" и "ЛУКОЙЛА".

Ответ с западного берега Каспия последовал довольно оригинальный. Руководители Государственной нефтяной компании Азербайджана заявили, что до утверждения нового статуса моря "туркмены не имеют права осваивать это месторождение". О том, почему подобный подход не возобладал в отношении двух других спорных месторождений - Азери и Чираг, где Азербайджан уже несколько лет с помощью иностранных фирм качает нефть, представители Баку предпочитают не говорить.

Если учесть эти и многие другие проблемы, возникшие на Каспии и вокруг него, напрашивается вывод о том, что новый статус моря может быть согласован и принят лишь при условии реальной доминирующей роли России не только в общем переговорном процессе "пятерки", но и в урегулировании двусторонних проблем между другими участниками каспийского диалога. Пока Москва играет в формальное равноправие, избегая даже дипломатического прессинга, сблизить подходы и интересы прибрежных государств на Каспии вряд ли удастся.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1545
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1744
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1853
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4208

Другие новости