С НАСТУПЛЕНИЕМ весны на юге Киргизии зафиксирована резкая активизация деятельности исламской партии "Хизб ут-Тахрир". Для жителей Оша и Джалалабада стало привычно видеть на стенах домов, на остановках городского транспорта листовки этой партии, призывающие к возращению всех мусульман к исламскому образу жизни.
Губернатор Ошской области Накен Касиев не скрывает тревоги: "За последние два года на территории нашей области выявлено 47 фактов распространения листовок этой религиозно-экстремистской партии, по которым возбуждено 37 уголовных дел и привлечены к уголовной ответственности 49 человек. На профилактический учет поставлено 356 человек, причастных к деятельности "Хизб ут-Тахрир".
Для тревоги есть основания и у властей Джалалабадской области, о чем свидетельствуют факты, приводимые исполняющим обязанности начальника УВД этой области Аскарбеком Торобоевым: если в 2000 г. за разжигание религиозной вражды было осуждено всего 11 человек, то только за первые два месяца нынешнего года по 12 фактам уже осуждены 10 человек - членов этой религиозной партии. Все осужденные "тахрировцы" активной пропагандистской деятельностью занимались на протяжении не менее двух лет. При обыске дома, где находились задержанные, обнаружены подпольная литература и листовки на киргизском, узбекском и русском языках, призывающие население Ферганской долины к джихаду против "вероотступнических" правящих режимов.
Спецслужбы Киргизии утверждают, что сегодня центрами подпольной деятельности партии "Хизб ут-Тахрир" в этой стране остаются Ош и Джалалабад, а также Сузакский, Базар-Курганский, Кара-Суйский, Араванский и Узгенский районы. Именно там осели многие члены партии "Хизб ут-Тахрир", бежавшие от преследований Ташкента. Исламисты здесь чувствуют себя вольготнее, чем в Узбекистане. Идея построения Халифата на бывшей территории Кокандского ханства, то есть в Ферганской долине, распространяется через андижанских и наманганских радикальных мусульман и в южной части Киргизии находит поддержку главным образом среди узбекской части населения.
В Ферганской области филиал партии "Хизб ут-Тахрир" появился в 1995 г., первоначально ее деятельность не привлекала внимания киргизских властей, но уже в 1998 г. стали появляться листовки, в которых была выражена претензия на политическое лидерство в стране.
Партия "Хизб ут-Тахрир" в Киргизии продолжает оставаться организацией подпольной, хотя, как сообщил "НГ" сотрудник Киргизского центра гуманитарных исследований и конфликтологии Уран Ботобеков, некоторые ее члены, несмотря на аресты и уголовные преследования, все же сочли возможным здесь легализоваться, перестали скрывать свою партийную принадлежность, стали открыто пропагандировать идеи переустройства структур власти в Центрально-Азиатском регионе, отказа от провозглашенных нынешним руководством Узбекистана и Киргизии принципов строительства светских государств. Недавно партия "Хизб ут-Тахрир" предложила независимым журналистам Ошской и Джалалабадской областей сотрудничество, как было сказано, "для объективного информирования общественности через СМИ о деятельности партии в Ферганской долине, пропаганды возрождения мусульманской уммы и исламского образа жизни посредством восстановления Халифата". В случае согласия журналистов "представитель" партии Мухаммад Н. обещал оперативно представлять им распространяемую в регионе нелегальную литературу.
Мне и группе моих коллег довелось недавно встретиться и побеседовать с членом "Хизб ут-Тахрир", жителем Суакского района 32-летним Минхожиддином Абдуллаевым, являющимся мушрифом, то есть руководителем одной из групп дорисов (учеников-послушников). Он спокойно давал интервью перед телекамерой, не скрывая своего имени и фамилии, таким образом бросая открытый вызов правоохранительным органам. На наш вопрос, не боится ли он ареста и заключения, Абдуллаев ответил, что "на все - воля Аллаха". А его старший брат Тажиддин отметил, что после вступления Минхожиддина в ряды партии "Хизб ут-Тахрир" соседи и вся округа начали относиться к нему с уважением.
Некоторые представители власти в Киргизии, как, например, советник Ошской областной прокуратуры Советбек Толенбаев, утверждают, что многие люди вступают в ряды партии исключительно из-за материальной заинтересованности. Именно в сегодняшних экономических трудностях видится причина массового вовлечения молодых людей в "Хизб ут-Тахрир". Утверждается, например, что партия создает специальный финансовый фонд, куда ее члены выделяют в виде взноса 10% своих доходов. Из этих средств особо нуждающимся партийцам выделяются субсидии для развития частной торговли или мини-производства. Когда коммерческое дело начинает приносить прибыль, то бизнесмен ежемесячно выделяет 10% в общую казну. И якобы именно поэтому неимущие слои населения без колебания вступают в ряды "Хизб ут-Тахрир".
Из-за глубокой конспирации выявление реальной численности "тахрировцев" на юге Киргизии представляется весьма проблематичным.
По словам ответственного работника Джалалабадской областной государственной администрации по делам религии Эргаша Ормонова, "партия имеет глубоко законспирированные структуры, исключающие полный провал в случае арестов.
Получить показания у задержанных - большая проблема для наших правоохранительных органов, так как на все вопросы следователей они отвечают: "Аллах Акбар". Чтобы определить принадлежность задержанных к религиозным радикалам, назначается специальная религиозная экспертиза, которая существует при Ошской и Джалалабадской областных администрациях. Во время беседы они демонстрируют хорошее знание Корана, не признают себя виновными в разжигании межрелигиозной вражды. Расклеивание листовок, чтение религиозных книг, совместное обсуждение Корана, соблюдение кодекса бытового религиозного поведения не представляется им насилием по отношению к обществу. В руки правоохранительных органов Киргизии попадаются в основном дорисы и машрифы. А задержать высших в иерархии членов "Хизб ут-Тахрир" или раскрыть их финансовые источники до сих пор не удается".
По словам исполняющего обязанности начальника УВД Джалалабадской области г-на Торобаева, если раньше в ряды партии "Хизб ут-Тахрир" вступали только узбеки, то сейчас среди них появились и киргизы. Однако в Ошской и Джалалабадской областях к уголовной ответственности за разжигание религиозной вражды пока не привлечен ни один "тахрировец" киргизской национальности.
В самих же распространяемых партией листовках о численности ее рядов говорится, что "с каждым днем вступающих на истинный путь Аллаха в Киргизии становится все больше и больше, и к партии "Хизб ут-Тахрир" примыкают тысячи и тысячи мусульман".
Советник Ошской областной прокуратуры г-н Толобоноев не исключает версии о том, что в рядах партии могут быть и сотрудники правоохранительных органов. По его мнению, проводить такую конспиративную работу могут только люди образованные и высокоинтеллектуальные, знающие тонкости работы милиции и спецслужб. Более того, эксперты утверждают, что многие члены партии заметно превосходят в знании Корана местных священнослужителей, не отличающихся высоким образовательным уровнем. Поэтому имамы нередко проигрывают богословские дискуссии партийным активистам.
Кстати, многие политологи, занимающиеся изучением деятельности "Хизб ут-Тахрир", говорят, что она не имеет национального оттенка, так как ислам вообще не имеет национальных границ. Вот и член этой партии Минхожиддин Абдуллаев, который пошел с нами на контакт, не скрывает своего недовольства тем, что иные, как он сказал, "интеллектуалы" спекулируют именем партии. "Мы не делим людей по национальности. И в священной книге "Коран" об этом не упоминается. Наша партия делит людей на две категории только по вере: население "Дар аль-Куфр" (страна безверия) и население "Дар аль-Ислам" (страна ислама)".
В целом в Центрально-Азиатском регионе сегодня складываются весьма благоприятные условия для распространения идей радикального ислама. Безработица, обнищание широких масс и ежегодные вторжения боевиков Исламского движения Узбекистана могут стать детонатором активности местных "тахрировцев". По прогнозам экспертов, партия "Хизб ут-Тахрир" в ближайшей перспективе будет оставаться одним из самых активных движений в Центральной Азии в силу экономической и политической нестабильности региона.