В СЕНТЯБРЕ 2001 года Таджикистан отметит десятую годовщину со дня формального провозглашения своей независимости. Это произошло 9 сентября 1991 года, в момент принятия соответствующей декларации Верховным Советом республики. Однако вскоре разразился кровопролитный конфликт, апофеозом которого стали события мая-сентября 1992 года, в результате которых легитимная власть в стране практически перестала существовать, президент Рахмон Набиев вынужден был уйти в отставку, а столица временно оказалась под контролем таджикской оппозиции (и криминальных элементов, воспользовавшихся удобным случаем для реализации собственных целей). Решающим этапом в восстановлении государственного порядка (и в процессе становления независимой таджикской государственности) следует считать ноябрь 1992 года, когда в Худжонде прошла очередная XVI сессия Верховного Совета Республики Таджикистан, получившая наименование "примирительной".
В тот момент Таджикистан обрел и нынешнего лидера - им стал Эмомали Рахмонов, избранный председателем Верховного Совета. Именно Рахмонову суждено было решать задачи вывода страны из острейшего внутриполитического кризиса, формирования реально действующих институтов государственной власти, национального примирения. В 1994 году Эмомали Рахмонов был избран президентом Таджикистана, получив поддержку двух третей таджикских избирателей; в 1999 году он был повторно избран подавляющим большинством голосов таджикских граждан. "В этом последнем голосовании народ оценил по достоинству достижения своего лидера - прежде всего то, как он прекратил гражданскую войну", - такие оценки дают сейчас своему выбору многие в Таджикистане.
Особенность мира, установленного в Таджикистане после гражданской войны, длившейся около пяти лет, в том, что этот мир стал результатом компромисса между верховной властью республики и Объединенной таджикской оппозицией (ОТО). До этого правительственные войска вытеснили силы ОТО из Душанбе и взяли под контроль большую часть территории Таджикистана. В ситуации, сложившейся к моменту окончания активных боевых действий, можно было бы добиваться разгрома и капитуляции противостоящей стороны. Но таджикский лидер избрал иной путь - он согласился на компромисс, сделав немаловажные политические уступки оппозиции.
Как показали последующие события, это было совершенно правильное решение, которое позволило постепенно перевести конфликт между властью и оппозицией в режим спокойного политического диалога и сотрудничества. Первым итогом этого диалога стало постепенное затухание, а затем и полное прекращение боевых действий.
Президентские и парламентские выборы 1999-2000 гг. практически означали завершение процесса начальной консолидации общества и государственной власти в Таджикистане после окончания гражданской войны. В течение всех лет после примирения президенту и правительству приходилось проявлять очень большую осторожность во взаимоотношениях со своими политическими партнерами-соперниками из ОТО, особенно на тех территориях, которые контролировались боевыми формированиями в период войны (и где до настоящего времени оппозиция доминирует политически). Это затрудняло деятельность властей по наведению порядка в стране.
В последние годы, получив необходимый мандат народного доверия, власть может уже действовать более решительно. Как сообщалось в СМИ, летом и осенью минувшего года силовые структуры Таджикистана провели ряд успешных операций по нейтрализации незаконных вооруженных формирований, возглавлявшихся главарями так называемой "непримиримой оппозиции" - теми, кто не принял условий национального примирения (они продолжали подрывную деятельность, постепенно превращаясь в обычных уголовников; некоторые, как сообщалось, оказывали содействие террористам из Исламского движения Узбекистана в ходе военных акций, предпринимавшихся в 1999 и 2000 гг.).
В годы гражданской войны таджикская территория служила удобным плацдармом для представителей местного и международного криминалитета. Сейчас ситуация начинает понемногу меняться. По характерному признанию экспертов ООН, граница Афганистана и Таджикистана сейчас играет роль своего рода "грубого фильтра", который задерживает основную часть наркопотока на маршруте, ведущем в Россию и Европу. В последнее время боссы афганско-центральноазиатского наркобизнеса предпринимают самые решительные попытки для прокладки новых маршрутов транспортировки наркозелья в обход Таджикистана. Изменение маршрутов наркотранзита - характерный признак того, что таджикская территория уже не столь удобна и для других видов криминальной и политико-криминальной деятельности.