ПЕРВАЯ попытка фракции традиционалистов вынести вопрос о выходе Грузии из состава СНГ на рассмотрение парламента успеха не принесла, поскольку правящее большинство этому воспротивилось. Однако лидеру фракции, депутату Акакию Асатиани, который возглавлял Верховный Совет в бытность президента Звиада Гамсахурдиа, удалось сделать эту тему предметом обсуждения на совместном заседании парламентских комитетов по внешним связям и по обороне и безопасности. И здесь, на фоне в целом осторожных оценок, обратила на себя внимание точка зрения министра обороны Давида Тевзадзе, который считает грузино-российское военное сотрудничество, мягко говоря, недостаточно последовательным.
Впрочем, независимо от мнения тех или иных политиков, парламентское руководство, действуя в русле стратегии президента, избегает депутатских инициатив, направленных на углубление и без того очевидного дисбаланса в отношениях между Тбилиси и Москвой. Вероятно, именно этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что составляющие кворум 118 депутатов так и не появились в зале заседаний, вследствие чего обсуждение выхода Грузии из СНГ не состоялось. Асатиани упрекает правящую партию в двойных стандартах: "Сейчас они говорят, что не следует раздражать Россию в тот момент, когда идут переговоры о военных базах в Грузии". Асатиани сетует на "неуверенные" шаги официального руководства, которое, по его словам, "стремится сохранить баланс отношений с Россией и США на приемлемом для всех сторон уровне, вместо того чтобы выбросить идею соразмерности из головы и понять,с что такая политическая игра для страны губительна".
Идеи выхода Грузии из СНГ всегда подпитывались событиями, негативно влияющими на характер грузино-российских взаимоотношений. И на этот раз парламентская кампания проходила на фоне тех последствий, которые имели место в связи с последними терактами на Северном Кавказе, включая утверждения ряда российских политиков о проникновении через территорию Грузии и затем Абхазии преступников, совершивших 24 марта теракты в городах Ставропольского края и Карачаево-Черкесии. Пресс-секретарь президента Каха Имнадзе отреагировал - по поручению главы государства - в том смысле, что подобные нечистоплотные обвинения организованы теми кругами, которые "любыми способами пытаются очернить Грузию". Официальный Тбилиси считает необоснованными обвинения в нежелании сотрудничать с Россией в борьбе с международным терроризмом. В заявлении президентской пресс-службы сказано, что если у российской стороны была информация о передвижении террористов, то ею следовало поделиться с грузинскими коллегами, и лишь после этого обвинения в случае бездействия Тбилиси могли бы считаться обоснованными. Логичным выглядит и напоминание руководства Грузии, что, когда российские власти приняли решение о введении визового режима, то на абхазском и осетинском участках режим пересечения границы остался безвизовым. Поэтому можно полагать, что вероятное проникновение какой-либо группы через Абхазию в Карачаево-Черкесию могло быть облегчено этим обстоятельством.
Однако есть и иная точка зрения. Источник, заслуживающий безусловного доверия, в конфиденциальной беседе заявил "НГ", что пройти в Россию через Абхазию крайне затруднительно. Утверждать, что теракт в Карачаево-Черкесии готовили люди из Чечни, временно проживающие где-то в Грузии, скажем на территории того же Панкисского ущелья, теоретически можно, но от этого серьезные сомнения не исчезнут. В любом случае, если российская сторона действительно знала о перемещениях подозрительной группы лиц, она могла и должна была предупредить грузинские спецслужбы. Источник, представляющий грузинские спецслужбы, сообщил также, что среди задержанных в России по подозрению в осуществлении теракта не было боевиков известного полевого командира Руслана Гелаева, который был и, возможно, остается по статусу "главнокомандующим Южным фронтом". Между тем, по данным этого источника, именно люди из окружения Гелаева в основном и появились ранее в селах Панкисского ущелья - примерно от 1 до 1,5 тыс. участников военного конфликта в Чечне, искавших спасения на территории соседней страны. Эти данные, по словам источника, государство в секрете не держит. Все они разоружены, но нельзя исключить, что какое-то оружие они все-таки сохранили. Естественно, грузинское руководство не может не понимать, что присутствие в Панкисском ущелье бывших боевиков не сможет способствовать стабильности в этом регионе. Сегодня, однако, никто не в состоянии сказать, какое именно количество из 7 тыс. беженцев останется в Грузии навсегда. Для того чтобы они получили возможность постепенно вернуться в те места, которые контролируются в Чечне новой администрацией, условия поэтапно создаются. Инициатива их организованного возвращения в Чечню должна исходить от Москвы и совпасть с добровольным решением беженцев. Компетентные службы в Тбилиси располагают данными, согласно которым уже в июне нынешнего года российское руководство заявит о готовности начать принимать семьи беженцев и отдельных лиц. В случае отказа вернуться в Чечню эти люди смогут остаться в стране пребывания, но рассчитывать на гражданство Грузии им не придется. Тем более что социально-экономическая ситуация в стране, оставляющая желать лучшего, явно не способствует безболезненной адаптации беженцев.
Между тем беженцы, не ожидая особых милостей от государственных институтов, пытаются помочь себе сами. Способ, применяемый ими, прост: они женятся и выходят замуж за местных. Таким образом происходит узаконивание социального положения беженцев. За последние два года в селах Панкисского ущелья сыграно свыше 300 свадеб. Поскольку жених или невеста, как правило, являются гражданами Грузии, то их избраннице или избраннику местные власти в праве на жительство и гражданство отказать не могут. Да и не намерены: только бы в ущелье, как и в каждой семье, царили мир и согласие.
Тбилиси