КИ-УЭСТСКИЕ переговоры президентов Гейдара Алиева и Роберта Кочаряна завершились "с большим успехом". Именно такую оценку итогам шестнадцатого по счету армяно-азербайджанского саммита по урегулированию нагорно-карабахского конфликта дают сегодня американские дипломаты, которым, по их убеждению, удалось добиться "максимально возможных результатов" от очередной встречи Алиева и Кочаряна.
Как и прогнозировала "НГ" в номере от 06.04.2001, основным итогом киуэстской акции стало согласие участников переговоров и руководителей международной посреднической миссии о разработке сопредседателями Минской группы ОБСЕ (Россия, США, Франция) нового всеобъемлющего плана по разрешению проблемы, вокруг которого, в свою очередь, должен будет развернуться новый этап переговорного процесса. Начало этой серии бесконечных прямых и "челночных" переговоров будет положено в Женеве, где уже в июне нынешнего года планируется провести следующую встречу президентов Армении и Азербайджана. Ожидается, однако, что перед поездкой в Швейцарию оба лидера встретятся в Москве, где проведут с российскими дипломатами специальные предженевские переговоры. Такая встреча, как считает большинство экспертов, прежде всего необходима Москве, которой в Ки-Уэсте был брошен серьезный вызов. Суть последнего - в резкой активизации американской политики на южнокавказском направлении и очевидной попытке Госдепартамента США вновь узурпировать роль "главного посредника".
Очевидно, что во Флориде американская сторона дала понять как своим партнерам-конкурентам по Минской группе, так и Роберту Кочаряну и Гейдару Алиеву, что "хозяином" армяно-азербайджанского саммита является Вашингтон, в свое время инициировавший подобный формат проведения переговоров по карабахскому урегулированию. Основная цель этой американской инициативы - нанести еще один удар по международному престижу ОБСЕ, которая, кстати, была окончательно дискредитирована после "неожиданной" публикации в Баку и впоследствии в Ереване трех официально конфиденциальных предложений сопредседателей Минской группы ОБСЕ по разрешению карабахской проблемы.
Мощнейшим аккордом киуэстской инициативы новой американской администрации станет встреча Роберта Кочаряна и Гейдара Алиева с президентом Соединенных Штатов Джорджем Бушем. Его решение принять армянского и азербайджанского лидеров, согласно логике последних заявлений госсекретаря США Колина Пауэлла и других представителей официального Вашингтона, должно однозначно свидетельствовать о высокой эффективности проведенных переговоров и достигнутой возможности найти в скором будущем всеобъемлющее решение проблемы. Этого вопреки американскому сценарию не удалось добиться.
Однако очевидно, что считать киуэстскую встречу армянского и азербайджанского лидеров безрезультатной явно ошибочно. Ее реальное достижение, которое, безусловно, должно приветствоваться всеми сторонниками мира, - это сохранение сложившегося в регионе статус-кво, который сегодня является единственной альтернативой возобновлению военных действий. Характерно, что во Флориде так и не прозвучало ни одного заявления о возможности использования сторонами военного механизма решения проблемы, о чем весьма часто говорилось после парижской встречи армянского и азербайджанского лидеров. Правда, следует отметить, что киуэстские заявления Гейдара Алиева отличались явной жесткостью и ультимативностью, которые, однако, сводились лишь к обвинениям в адрес политики посредников и Армении. Представители же последней пытались выступать с позиций гибких дипломатов, прибывших в Ки-Уэст для "поиска конструктивных решений". Симптоматичным в этом плане является выступление главы армянского внешнеполитического ведомства Вардана Осканяна, заявившего, что "ключи к урегулированию находятся в руках Азербайджана". По его словам, Ереван и посредники достигли взаимопонимания по всем основным вопросам, поднятым на киуэстской встрече. Это выступление армянского министра было интерпретировано большинством СМИ как почти сенсационное. Такая оценка, однако, вряд ли отражает реальную ситуацию, сложившуюся вокруг карабахского урегулирования.
Очевидно, что сегодня Армению в целом устраивает проводимая посредниками политика сохранения ситуации "ни войны, ни мира" и, в частности, предлагаемая американцами идея установления прямых экономических контактов между Ереваном и Баку параллельно с проведением переговоров вокруг Карабаха. Подобное положение дел может также устраивать и азербайджанского президента, который, как считают многие наблюдатели, может воспользоваться так называемым международным заговором против Азербайджана для консолидации азербайджанского общества вокруг собственной власти.
Интересам Азербайджана соответствует также и нынешний формат переговорного процесса, из которого сегодня де-факто выведен Нагорный Карабах. Несмотря на то что посредники неоднократно обещали "вернуть Степанакерт в игру" при первом же удобном случае, очевидно, что, согласившись на так называемый двусторонний формат, армянская сторона значительно ослабила свои позиции. Правда, нельзя не признать, что отказ от предлагаемого механизма был бы сразу интерпретирован как вызов международному сообществу, что Армения вряд ли могла себе позволить.
Еще одной особенностью киуэстской встречи, в ходе которой, кстати, Алиев и Кочарян беседовали с глазу на глаз только в течение двадцати минут, стало публичное поднятие вопроса о роли Ирана и его влиянии на ситуацию в регионе карабахского противостояния. Это, как считают многие наблюдатели, "явно французская игра", обусловленная возрастающим интересом Парижа к нефтегазовым кладовым Ирана и транзитно-энергетическому рынку Большого Кавказа. Характерным в этом плане является оглашенное в ходе киуэстской встречи решение официального Парижа и о назначении нынешнего посла Франции в Иране на пост нового французского представителя в Минской группе ОБСЕ по Нагорному Карабаху. Однако очевидно, что французы вряд ли бы пошли на подобный шаг, не получив на то соответствующего согласия со стороны американцев. Не исключено, что последние воспользуются "французско-иранским флиртом" для усиления роли Турции в карабахском урегулировании, а значит, и расширения сферы своего влияния на Южном Кавказе.