ВТОРОГО апреля 2001 г. исполнится пять лет со дня подписания Договора о Сообществе Беларуси и России, заложившего правовую основу широкомасштабной интеграции двух государств. За прошедшие годы еще по крайней мере трижды в рамках Союза Беларуси и России принимались важнейшие документы, подписанные президентом Белоруссии Александром Лукашенко и президентами России Борисом Ельциным и Владимиром Путиным.
Этими документами, с подписанием которых начинался новый, более высокий виток интеграции, был Договор о Союзе Беларуси и России, подписанный 2 апреля 1997 г., Устав Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г. и, наконец, Договор о создании Союзного государства, подписанный Александром Лукашенко и Борисом Ельциным 8 декабря 1999 г. и вступивший в силу 26 января 2000 г., после того как Лукашенко и Путин обменялись грамотами о ратификации указанного договора.
Пять лет - срок небольшой, но для конкретного человека и не такой уж малый. Что же сделано за это время в реализации идеи и целей, определенных Союзом Беларуси и России, в чем возникли проблемы и каково их разрешение в ближайшей перспективе?
В основе развития белорусско-российских отношений на данной стадии лежат Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. и Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства.
На переходном этапе (2000 г.) члены Постоянного комитета получили статус заместителей государственного секретаря с надеждой на их активное участие в работе Постоянного комитета. Опыт работы показал, что это решение не только не помогло работе, а наоборот, создало ряд проблем.
Одним из ключевых положений Договора о создании Союзного государства является придание прямого действия некоторым актам Союзного государства. Если на предыдущих этапах интеграции принимались акты рекомендательного характера, то в Союзном государстве законы и декреты Высшего государственного совета (ВГС) носят обязательный характер. Прямое действие предполагает обязательность исполнения акта как для государств-участников, так и для их юридических и физических лиц. В случае расхождения норм закона или декрета Союзного государства с национальным правовым актом приоритет будет отдаваться союзному документу. Однако данное положение не распространяется на нормы конституций государств-участников, которые обладают верховенством над актами Союзного государства, что служит дополнительной гарантией государственного суверенитета.
Органы Союзного государства по вопросам, отнесенным к совместному ведению, принимают акты, подлежащие трансформации в национальные законодательства. Это означает, что акт Союзного государства не применяется напрямую к юридическим и физическим лицам в государствах-участниках. Положения такого акта подлежат включению в национальные правовые акты государств с учетом принципов национальной правовой системы. Обязательным для государств является достижение целей, закрепленных в актах, подлежащих трансформации, а выбор средств и методов их достижения остается за государством-участником. В Республике Беларусь порядок исполнения решений органов Союзного государства определен указом президента Республики Беларусь, в Российской Федерации этот порядок до сих пор не урегулирован нормативными актами.
В случае разрешения спора судом государства-участника дело будет разрешаться на основе национального законодательства и актов, обладающих прямым действием.
Неотъемлемой частью Договора о создании Союзного государства является Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Задача программы - зафиксировать содержание, этапы и сроки работы по передаче Союзному государству определенных в договоре предметов ведения, формы их правового закрепления, организационные рамки этой деятельности, включая создание необходимых союзных и координирующих органов, расписаны стадии и сроки реализации целей Союзного государства.
В 2000 г. проведено по три заседания ВГС и Совета министров Союзного государства. На них Высшим государственным советом принято 29, а Советом министров - 66 решений по различным направлениям интеграции. При этом основное внимание в работе союзных органов уделялось обеспечению преемственности по всему спектру договоренностей, достигнутых за предыдущие годы, а также переведению в практическую плоскость задач по реализации конкретных проектов, планов и мероприятий.
Россия и Белоруссия - серьезно заинтересованные друг в друге торговые партнеры. На долю России приходится почти 60% общего внешнеторгового оборота Белоруссии. В свою очередь, Белоруссия является первым по значению торговым партнером России в рамках СНГ - на ее долю приходится около 30% товарооборота РФ со странами Содружества и почти 7% общего объема товарооборота с ближним и дальним зарубежьем.
И российский "шоковый", и белорусский "эволюционистский" пути реформирования экономических систем имеют свои достоинства и недостатки. Причем белорусский подход в целом представляется даже более предпочтительным, поскольку позволяет сохранить значительную часть производственного потенциала, избежать обвального падения производства и резкого снижение жизненного уровня населения. Во многом благодаря избранной модели реформ динамика основных экономических показателей в 1992-2000 гг. была в Белоруссии более благоприятной (точнее, менее неблагоприятной), чем в России.
Принципиальное значение (как экономическое, так и военно-стратегическое) имеет сложившееся за несколько десятилетий тесное взаимодействие предприятий ВПК России и Белоруссии. Доля поставок из Белоруссии в оборонном заказе РФ достигает 15%, причем это главным образом высокотехнологичная продукция. По имеющимся оценкам, при отсутствии кооперации с белорусскими предприятиями на организацию альтернативных производств только в оборонной промышленности России потребуется единовременно около 20 млрд. руб. в ценах начала 1998 г.
Предприятия оборонных отраслей промышленности России заинтересованы в сохранении и развитии научно-технического и производственного сотрудничества с предприятиями Республики Беларусь в области радиоэлектроники, ракетно-космической техники, авиа- и судостроения, промышленности вооружений и средств связи.
Развитие интеграционных процессов в отношениях между Россией и Белоруссией способствует проникновению в Белоруссию российского капитала. Действуют более 500 российско-белорусских совместных предприятий (СП) в различных отраслях экономики. Создано несколько транснациональных финансово-промышленных групп (ФПГ) с участием российских и белорусских предприятий. В ближайшее время число таких ФПГ может значительно увеличиться.
Первейшим шагом к объединению национальных хозяйств для решения важнейших задач экономики явилась выработка единой таможенной политики.
По оценкам специалистов, Белоруссия и Россия вступили в завершающую стадию формирования Таможенного союза, о чем свидетельствует подписанное 29 января 2001 г. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Беларусь о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве.
Глубинная основа многих трудностей на пути российско-белорусской интеграции - сохраняющиеся значительные различия в уровнях экономического развития и структурах хозяйственных комплексов стран-участниц, в их обеспеченности природными ресурсами, в степени зависимости от внешних связей, асинхронность проведения рыночных реформ. Так, белорусская экономика является более "открытой" по сравнению с российской: если в РФ отношение объема внешней торговли к объему ВВП составляло, по нашим расчетам, около 60%, то в Белоруссии - более 100%. Это, в свою очередь, объективно обусловливает более либеральный внешнеторговый режим в Белоруссии по сравнению с Россией.
Особое место среди факторов, воздействующих на развитие экономических отношений в рамках российско-белорусского союза, занимают заметные различия между двумя странами в темпах и тактике проведения рыночных реформ. Если в России был избран путь "шоковых" реформ, имеющий целью обеспечить форсированный переход к рынку при максимальном ограничении экономической роли государства, не считаясь с экономическими и социальными издержками такого перехода, то белорусское руководство выбрало путь (как оказалось, поддерживаемый большинством населения) плавной, постепенной рыночной трансформации при активной регулирующей роли государства.
В то же время ясно, что прогресс российско-белорусской интеграции требует синхронизации экономических преобразований и обеспечения на этой основе большей "сопряженности" хозяйственных систем обеих стран. Программа синхронизации и единой направленности экономических реформ в Республике Беларусь и Российской Федерации предусматривает, что оба государства будут согласованно продвигаться к рынку по многим направлениям (структурная перестройка экономики, приватизация, антимонопольная политика и развитие потребительского рынка, ценовая, денежно-кредитная и валютная политика, налоговая система, стимулирование инвестиций и др.). Следует в то же время отметить, что развитие экономического взаимодействия двух стран (особенно на микроуровне) само является фактором, способствующим рыночной трансформации их экономик. Так, расширение экономических связей с Россией (в частности, активизация деятельности в Белоруссии российских предпринимательских структур и развитие процессов транснационализации) неизбежно будет "подталкивать" Белоруссию к углублению реформ, а в Российской Федерации теперь принимаются более глубоко просчитанные решения.
Серьезное внимание уделяется в Союзном государстве решению задач в социальной сфере. Реализуется Программа совместной деятельности по унификации законодательства в социально-трудовой сфере и сближению уровней социальных гарантий граждан Республики Беларусь и Российской Федерации. В ее рамках разработано 36 проектов унифицированных нормативных правовых документов, закладывающих исходную базу правовой унификации.
В настоящее время установлены системные торговые связи между Республикой Беларусь и 70 регионами Российской Федерации. Во взаимных поставках продукции участвуют предприятия Белоруссии и 79 регионов России. Только правительством Республики Беларусь заключено 28 соглашений о сотрудничестве с регионами Российской Федерации, на ведомственном уровне их более 60, а на уровне областей и г. Минска - около 140. Подписано также 53 договора о породнении городов.
Каковы же обобщенные и возможные перспективы развития Союзного государства?
Сценариев несколько. Первый - когда идет текущая работа по выполнению принимаемых решений, но не принимаются решения, которые могли бы дать импульс дальнейшему развитию. При этом сколько бы одна сторона ни доказывала свою готовность идти вперед, другая сторона такого темпа не приемлет.
Второй, более активный вариант. Оба государства подготовят последующий сценарий развития Союзного государства как единой экономической территории, с единым внешнеполитическим курсом, единой политикой в отношении к третьим государствам, перестанут считать мелочные потери, окажут существенную поддержку друг другу, исходя из того, что глубоко интегрированные страны, экономики, производства уже получают солидную прибыль от этого процесса, а есть возможность получить еще большую.
Есть твердая уверенность, что события будут развиваться по второму пути или очень близко к нему.